В числе антилидеров: транспортному сектору Литвы предрекли волну банкротств

© Depositphotos / BizgaimerГрузовик, архивное фото
Грузовик, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 16.09.2022
Подписаться на
НовостиTelegram
Буйвидас напомнил, что из-за неблагоприятных условий ведения бизнеса все больше транспортных компаний уезжает из балтийской республики
ВИЛЬНЮС, 16 сен – Sputnik. Транспортный сектор Литвы находится в числе лидеров по количеству объявленных банкротств и числу зарегистрированных в этом году арестов имущества. Об этом сообщает Литовская ассоциация автомобильных перевозчиков (Linava).
Согласно последним данным Creditreform Lietuva, в этом году каждое 11-е обанкротившееся предприятие работало в транспортном секторе, a летом у каждой десятой компании сектора арестовали имущество.

Эксперты считают, что это связано с замедлением потребления в еврозоне и странах СНГ, а также со стремительным ростом стоимости энергоресурсов. По их мнению, государство должно предоставлять бизнесу льготы и компенсировать часть затрат. В противном случае, по их прогнозам, к концу года в Литве, скорее всего, начнется новая волна банкротств.

Обобщенные Creditreform Lietuva данные Центрa регистров показывают, что транспортный сектор является одним из лидеров среди всех сфер экономики Литвы по количеству объявленных банкротств в этом году. Из 752 предприятий, обанкротившихся в январе — августе этого года, 64 занимались транспортными услугами. Это означает, что каждая 11-я обанкротившаяся компания работала в транспортном секторе. Кроме того, перевозчики также находились в числе лидеров по количеству арестов имущества. Так, из 1289 арестов, зарегистрированных в июне — августе, 130 предприятий (или каждое десятое) работали в транспортном секторе.
По мнению экономиста Александра Изгородина, факторы банкротств в транспортном секторе связаны со стремительным ростом цен на энергоресурсы — топливо, электричество и газ, и, вследствие этого, со снижением потребления.
Грузовик, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 11.09.2022
В Литве пожаловались на нехватку разрешений для перевозок с Белоруссией
"Транспортный сектор является одним из десяти наиболее энергоемких секторов экономики Литвы — рост цен на энергетические продукты и услуги оказывает значительное финансовое воздействие на финансы, платежеспособность и возможность продолжения деятельности транспортных компаний. Поскольку энергоносители дорожают, а их потребление сокращается не только в Литве, но и на основных экспортных рынках транспортных услуг нашей страны, компании испытывают нехватку оборотных средств, а некоторые из них не могут выполнить все свои финансовые обязательства и вынуждены разоряться", — пояснил Изгородин.
Он добавил, что, по данным Департамента статистики, стоимость энергии составляет 18 процентов от общих расходов транспортных компаний.
Генеральный директор Creditreform Lietuva Саулюс Жилинскас считает, что большое количество банкротств и арестов активов объясняется тем, что транспортные компании, которые еще не оправились от последствий пандемии COVID-19, столкнулись с новыми проблемами из-за спецоперации РФ на Украине. Кроме того, некоторые перевозчики не могут погасить свои прежние долги перед Фондом социального страхования (Sodra) и Государственной налоговой инспекцией (ГНИ) из-за отсутствия оборотных средств.
По его словам, напряженность, вызванная ситуацией на Украине, ощущается во всем регионе СНГ и сказывается на бизнесе перевозчиков — заказов становится меньше.

"…Большинство транспортных компаний уже исчерпали свои резервы, чтобы справиться с этими вызовами... Кроме того, ГНИ и Sodra вынуждены применять санкции за несоблюдение соглашений об отсрочке уплаты налогов, подписанных во время пандемии, и графиков погашения налоговой задолженности. А потом возникает снежный ком, когда поставщики товаров и услуг одновременно предъявляют претензии. Образуется цепочка долгов, которая приводит некоторых перевозчиков к банкротству", — пояснил он.

В свою очередь, генеральный секретарь Linava Зенонас Буйвидас подчеркнул, что в такие трудные времена бизнесу необходима государственная поддержка. По его словам, некоторые страны ЕС возвращают перевозчикам часть акциза на топливо. Например, Германия решила временно снизить налог на топливо на 30 евроцентов за литр для бензина и на 14 евроцентов за литр для дизельного топлива. Франция применяет субсидию в размере 15 евроцентов на дизельное топливо. Буйвидас также добавил, что Литва могла бы компенсировать перевозчикам 10-20 центов за литр топлива — это побудило бы дальнобойщиков, возвращающихся в балтийскую республику, заправляться на месте, а не в Польше, где цены на топливо ниже. По его словам, необходимы и другие меры государственной поддержки бизнеса.
Грузовик, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 05.09.2022
Ситуация критическая: перевозчики Литвы исчерпали годовой лимит квот
"Основываясь на передовом опыте других стран ЕС, мы просим предоставить временную налоговую отсрочку для бизнеса, механизм временного замораживания цен на энергию, разделения платежей за энергетические услуги, а также прямые компенсации или субсидии для энергоемких компаний и отраслей экономики. Литва имеет хорошие возможности для заимствования — сейчас страна может взять кредит под три процента на десять лет, что свидетельствует о доверии финансовых рынков к Литве. Мы призываем вас воспользоваться этими возможностями — иначе уже в четвертом квартале 2022 года мы можем увидеть намного больше арестов активов и банкротств, а также больше безработных", — отметил Буйвидас.
Он также призвал выделить дополнительные квоты в размере не менее четырех тысяч для водителей из третьих стран и отменить систему квот со следующего года. По его мнению, это позволит снизить административную и финансовую нагрузку на перевозчиков и гарантирует, что тысячи дальнобойщиков не останутся без работы, мелкие транспортные компании не разорятся, а в государственный бюджет будут уплачены налоги.
Генеральный секретарь ассоциации напомнил, что из-за неблагоприятных условий ведения бизнеса все больше транспортных компаний уезжают из Литвы, создают совместные предприятия с казахскими, узбекскими и киргизскими перевозчиками, а также открываются в Германии, Нидерландах, Дании, а чаще всего — в Польше, где зарегистрировано большинство литовских компаний и фур. По его словам, сейчас только в Польше работает около 700 перевозчиков, которые зарегистрировали порядка восьми тысяч грузовиков. Он подчеркнул, что филиалы открывают в основном крупные транспортные и логистические компании, у которых большие финансовые ресурсы.
Железная дорога, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 07.09.2022
Литва решила расширять железнодорожные маршруты за счет Италии
В последнее время на фоне спецоперации РФ на Украине, антироссийских санкций Евросоюза, закрытия восточных рынков и перебоев в цепочках поставок транспортный сектор Литвы столкнулся с серьезными вызовами. Перевозчики регулярно жалуются на проблемы. Так, в Linava заявляли, что перевозчикам не хватает разрешений на транспортировку грузов. По данным организации, сотни компаний, которые не осуществляют реальные перевозки, не вернули более 40 тысяч неиспользованных разрешений. Кроме того, перевозчики уже израсходовали выделенные на этот год 16 тысяч квот.
Кроме того, перевозчики не раз отмечали, что из-за дорогого топлива и высоких цен на обслуживание автомобилей стоимость услуг и перевозимых грузов будет увеличиваться.
Сейчас транспортные компании испытывают нехватку водителей, некоторые погрязли в долгах и планировали увольнения сотрудников. Как отмечали в Linava, перевозчики находится в критической ситуации.
Лента новостей
0