Всем известны пять стадий принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия, смирение. Видимо, литовские власти по этой классической схеме подошли к стадии смирения в ситуации с блокировкой калининградского транзита.
А помните, как все начиналось? Грозный министр иностранных дел Литвы, внук "самого первого президента" Витаутаса Ландсбергиса — Габриэлюс в начале лета грозно заявил, что Вильнюс опускает шлагбаум перед железнодорожными составами, перевозящими грузы из основной части России в Калининградский эксклав. Мол, подчиняемся американским и европейским санкциям против России за специальную военную операцию на Украине.
Скандал со своевольным толкованием литовскими властями санкций пришлось разруливать на самом высоком уровне — в правительстве ЕС, Еврокомиссии. Брюссель щелкнул по носу забывчивым литовцам и напомнил, что в 2004 году они подписали трехсторонний договор с Евросоюзом и Россией о беспрепятственном транзите грузов и пассажиров в Калининград. И введенные на фоне украинских событий санкции на это соглашение не распространяются.
В Вильнюсе горькую пилюлю проглотили, но обиду затаили и стали изобретать новую каверзу. Придумали быстро. Это не мы (правительство), а частный Šiaulių bankas (Шяуляйский банк) боится за свою репутацию и отказывается от приема платежей за калининградский транзит, которые, кстати, приносят солидную прибыль.
Читатель, ты можешь себе представить "честного банкира", который отказывается от реальных барышей? Тут к месту вспоминается фраза из "Капитала" Карла Маркса: "…при 300 процентах [прибыли] нет такого преступления, на которое бы он [капитал] не рискнул бы, даже под угрозой виселицы". А тут шальные деньги от транзита шяуляйские предприниматели получали все годы новейшей истории Литвы. И вот так запросто от них отказываются?
Ну, российскому правительству пришлось поверить в честность и бескорыстность банкиров. Ведь мяч был на стороне Москвы — Калининграда. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов отметил, что "ведется обсуждение решения данной проблемы", а временный поверенный в делах России в Литве Сергей Рябоконь передал в МИД Литвы ноту из-за возможной остановки приема Šiaulių bankas платежей за транзит.
Вильнюс сначала проигнорировал даже заявление официального представителя Еврокомиссии Арианны Подесты, которая в середине августа сообщила, что "санкции Евросоюза не вводят запрет на обслуживание платежей за железнодорожные услуги, в частности они не запрещают проводить платежи за услуги транзита между Калининградской областью и остальной частью России". По словам Подесты, решение о приостановке расчетов принято конкретным банком исходя из его оценки ситуации, а уберечь банкиров от возможных рисков — задача правящей власти Литвы. В МИД балтийской республики тогда лишь саркастично улыбались.
Но накануне ответный мяч прилетел литовским политическим интриганам прямо в лоб. Его послал руководитель пресс-службы правительства Калининградской области Дмитрий Лысков.
"Альтернативный механизм оплаты калининградского транзита через Литву найден, многие компании уже им пользуются", – сказал Лысков, однако подробности нового способа не раскрыл.
И тут пришла пора самому Ландсбергису чесать затылок и оправдываться перед банкирами за утерянную выгоду. Кстати, судя по последним опросам, его считают одним из наиболее влиятельных политиков Литвы. Как-никак он не только лидер крупнейшей партии правящей коалиции — "Союза Отечества — Христианских демократов Литвы" (консерваторов), но и прямой потомок великого Витаутаса Ландсбергиса. Дай бог ему здоровья на "сто лят"!
"Информация, с которой меня ознакомили, говорит о том, что вопрос расчетов должен быть решен. <…> Санкций для оплаты не существует, они не введены. Значит, здесь нужно коммерческое решение, которое позволило бы оплачивать оказываемые услуги, за оплату отвечает само государственное предприятие [Литовские железные дороги], ну, возможно, государственное учреждение, которое его курирует, — Министерство транспорта и коммуникаций", — цитируют литовские СМИ заявление главы МИД Литвы.
А значит, по словам министра иностранных дел, с 1 сентября все также транспортировка грузов из основной части России в Калининградскую область по территории Литвы будет осуществляться беспрепятственно.
Вопрос с калининградским транзитом закрыт? Зная цену словам литовских правителей, верится в это с трудом. Ждем новых провокаций.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.