ВИЛЬНЮС, 20 июл – Sputnik. Президент Литовской конфедерации возобновляемых источников энергии Мартинас Нагявичюс заявил, что после принятия Сеймом "прорывного пакета", оператор распределения энергии (ESO), оператор литовской системы электропередачи Litgrid и Государственный совет по регулированию энергетики (VERT) с начала июля приостановили развитие солнечных электростанций. Об этом он написал в соцсетях.
"Не выдаются не только условия предварительного подключения и протоколы о намерениях для планируемых солнечных электростанций, но даже не выдаются разрешения на развитие мощностей по производству электроэнергии и технические условия для тех разработчиков, кто уже предоставил в прорывном пакете повышенные банковские гарантии — гарантии выполнения обязательств, замораживая для этого миллионы евро", — написал Нагявичюс.
Свой пост эксперт по энергетике сопроводил скриншотом информации, представленной на сайте ESO, где сказано, что "руководствуясь редакцией закона о возобновляемой энергетике, вступившей в силу 8 июля, ESO получила сообщение VERT о том, что в случае превышения суммарной мощности солнечных электростанций в два гигаватта, ESO c 14 июля 2022 года должно приостановить процесс рассмотрения заявок на выдачу предварительных условий подключения, условий подключения и заявок на подписание протоколов намерения до 1 сентября 2022 года".
Эксперт по энергетике отметил, что сложившаяся ситуация связана с утвержденным Сеймом в прорывном пакете "потолке" в два гигаватта на солнечную энергетику.
По мнению Нагявичюса, очень сложно понять смысл этого потолка в условиях энергетического противостояния России и заоблачных цен на электроэнергию, когда развитие возобновляемых источников энергии должно не ограничиваться, а наоборот, еще больше поощряться.
Эксперта не устроило и объяснение, что таким образом оставляется место для подключения ветряных электростанций, поскольку, по словам Нагявичюса, министерство само одобрило возможность соединять ветряные и солнечные электростанции в одну линию электропередачи, учитывая неоднородность производства ветряных и солнечных электростанций.
Также эксперт обратил внимание на то, что VERT прекратил выдачу разрешений на развитие даже тем разработчикам солнечных электростанций, которые развивают солнечные электропарки для распределения удаленным генерирующим потребителям, несмотря на то, что мощность генерирующих потребителей не попадает в квоту двух гигаватт, утвержденную в принятом прорывном пакете.
По словам Нагявичюса, формальное объяснение такого решения — отсутствует механизм, который обеспечил бы разработчику реализацию заявленного намерения продать мощности производящим потребителям.
Эксперт отметил, что VERT обратился в Минэнерго за разъяснениями, а сам он получает много вопросов от разработчиков о том, "что происходит".
Нагявичюс подчеркнул, что всем отвечает, что надеется на быструю реакцию министерства. Потому что Минэнерго имеет законное право подтверждать необходимость дальнейшего развития солнечной энергетики. Он отметил, что руководство министерства пообещало разрешить этот вопрос.
Ранее в Министерстве энергетики Литвы заявили, что в республике приняли решение о подготовке документа территориального планирования для подключения ветропарков в Балтийском море к наземным сетям. Как отмечала глава Минэкономики Гинтаре Скайсте, "зеленая трансформация" является единственным способом стать независимыми от ископаемого топлива из РФ. В балтийской республике ожидают, что к 2030 году смогут производить 90 процентов электроэнергии на основе возобновляющихся ресурсов.
На фоне спецоперации РФ на Украине Вильнюс решил "полностью" отказаться от нефти и газа из России. В Министерстве энергетики Литвы заявили, что после отказа балтийская республика надеется удовлетворить потребности в газе через Клайпедский терминал. Через него литовские власти обещали снабжать газом и другие страны Балтии, а также Польшу, но признали, что нагрузка слишком высокая, и если случится форс-мажор, мощностей может не хватить.
В экономике Литвы электроэнергетика является одной из самых уязвимых. Сейчас в балтийской республике сохраняются рекордные цены на электричество как для бытовых потребителей, так и для коммерческих.