Что мы имеем на сегодняшний день? Парламентская оппозиция в Литве организованно отказывалась принимать участие в работе парламента. Правящее большинство пыталось возмущаться - как можно, вокруг такие проблемы, а вы действуете на руку врагам страны! Но это больше не работает, и в целом можно понять, почему у оппозиции лопнуло терпение.
Во-первых, нынешние правящие никогда не отличались желанием принимать во внимание пожелания и/или предложения политических оппонентов. В принципе это политическая традиция литовского парламентаризма, но сегодняшнее большинство зачастую ведет себя исключительно арогантно по отношению как к жителям, так и к коллегам по Сейму.
Во-вторых, между правящими и оппозицией была договоренность, что пока ситуация в стране и мире сложная и надо работать максимально дружно, будут отложены в сторону законопроекты, которые ведут к дополнительным разногласиям в обществе (например, о формализации отношений сексуальных меньшинств). Но правящие и тут повели себя несолидно (хотя это понятно с точки зрения желания перебить негативную повестку экономических трудностей).
Последней каплей, переполнившей чашу терпения оппозиции, стала неудавшаяся интерпелляция министру сельского хозяйства, которого соратники спасли за счет процедурных манипуляций.
Тем не менее, возникает вопрос - оппозиция взбунтовалась в первую очередь потому, что заботится об интересах страны, или потому, что хочет политически "подняться" на своем протесте? Более вероятным кажется последний вариант - в том числе потому, что ситуация для этого очень благоприятная (стратегически выгодно надавить на оппонентов в тот момент, когда на них уже давит растущая инфляция и недовольство общества).
Дальше важно понять, чем все закончится?
Позиция оппозиции в определенном смысле беспроигрышная. Если правящие примут ее экономические и политические условия, значит "прогнулись". Не примут - значит подтвердят, что претензии оппозиции обоснованы. Но в то же время последняя (и правящие) понимает, что бесконечно долго бойкотировать работу парламента нельзя - страна не может стать заложником политических игр до выборов.
Так может все идет к досрочным выборам или к смене парламентского большинства и соответственно правительства? Вряд ли. Нет признаков того, что правящие готовы отказаться от власти.
Тогда вопрос - кто же первый отступит? Ответ - вероятно, уступят обе стороны. Главное - как это будет подано обществу.
Например, оппозиция хотела убрать министра сельского хозяйства. Сначала правящие спасли его, но сейчас могут "сдать", так как это приемлемая потеря (пост же не достанется оппозиции). Оппозиция скажет, что "прогнула" правящих. Но последние, например, могут сказать, что меняют министра не потому, что так захотели оппоненты, а потому, что к нему возникли претензии у президента.
Или может быть принято какое-то решение по акцизу на топливо, после чего оппозиция скажет, что это стало результатом ее давления, а правящие - что просто время пришло.
Обобщая, можно предположить, что сегодняшний бунт оппозиции - своего рода "политический цирк", который раньше или позже закончится (конечно, он может затянуться до осени, но только потому, что на носу "политические каникулы", во время которых парламентская работа и так замирает). Ключевой момент в этой игре - какой стороне удастся убедить общество в том, что именно она добилась своего. Сейчас инициатива у оппозиции, но не факт, что она сможет конвертировать ее в конечную победу.
Перефразируя известное выражение, сегодня в политике Литвы "жажда" ничто - имидж все.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.