ВИЛЬНЮС, 26 мая — Sputnik. "Литовские железные дороги" (ЛЖД) проинформировали Белоруссию о том, что с июня прекращают перевозку подсанкционных белорусских товаров. Об этом сообщил первый заместитель премьер-министра Белоруссии Николай Снопков.
По его словам, следовать по территории балтийской республики железнодорожным транспортом смогут только те товары, которые не попали под санкции Запада.
"17 мая "Литовские дороги" уведомили БЖД о прекращении с 4 июня перевозок подсанкционных товаров – продукции деревообработки, изделий из резины, черные металлы, и что последние поезда с ними будут приняты от БЖД 31 мая", – приводит слова Снопкова агентство "БелТА".
Он добавил, что общие потери по этим двум направлениям составляют 26 миллионов тонн грузов в этом году.
По словам Снопкова, в прошлом году в литовском направлении по железной дороге было перевезено 16 миллионов тонн грузов, основным удельным весом был калий, а остальное – стройматериалы, продукция деревообработки и металлы.
Он также отметил, что сейчас железнодорожный транспорт работает в условиях полного прекращения перевозок в сообщении с Украиной. Снопков рассказал, что в прошлом году по железной дороге перевезли около 12 миллионов грузов, или девять процентов от общих перевозок по железной дороге. По его словам, 45 процентов этого объема составляют нефть и нефтепродукты, а остальной объем – химические и минеральные удобрения, каменный уголь, строительные грузы, черные металлы, лесные грузы.
Заместитель премьер-министра добавил, что в целях компенсации этих потерь Белоруссия увеличила контейнерные перевозки в Китай. Кроме того, разработан план по приобретению "Белорусской железной дорогой" дополнительных вагонов.
Снопков также сообщил, что Минском принято стратегическое решение о строительстве в РФ собственного морского порта.
По его словам, после начала 24 февраля спецоперации России на Украине санкционное давление усилилось на все виды транспорта. Были полностью прекращены автомобильные перевозки в украинском направлении. Кроме того, с 8 апреля Евросоюз ввел запрет для компаний из России и Белоруссии на перевозки грузов в пределах ЕС, в том числе транзитом. Все это привело к падению грузооборота автотранспорта за четыре месяца на девять процентов, отметил Снопков. По его словам, около 30 процентов автопарка не было задействовано.
Он добавил, что для того, чтобы сохранить логистику и работу белорусских транспортников, созданы 24 буферные зоны для перегрузки и перецепки транспортных средств ЕС на отечественные, как на ввоз, так и на вывоз.
"Если в первые месяцы года это было 100-200 автомобилей, то в мае в среднем в сутки – 800", – пояснил он.
Кроме того, Снопков сообщил, что Белоруссия обсуждает с дружественными странами увеличение количества разрешений для перевозок грузов. По его словам, с Россией ведутся переговоры об отмене разрешений и осуществлении по ее территории каботажных перевозок.
В связи со спецоперацией РФ на Украине и закрытием восточных рынков ощутимо пострадал транспортный сектор Литвы, перевозчики регулярно жаловались на проблемы в секторе.
Ранее Белоруссия запретила въезд на территорию страны транспорта, который зарегистрирован в странах Евросоюза. Такие ограничительные меры, которые вступили в силу с 16 апреля, Минск принял в ответ на санкции ЕС, которые тот ввел против его перевозчиков.
Ранее в рамках пятого пакета санкций Евросоюз запретил перевозки по своей территории автотранспортным операторам из России и Белоруссии, исключая медицинские и продовольственные товары. Транзит в Калининград при этом не запрещен.