Знай наших!
Есть такое всем известное выражение из древней истории, как "пиррова победа". Обозначает оно "ситуацию парадокса, когда победа достается слишком высокой ценой; либо даже когда (локальная) победа в итоге ведет к общему поражению (например, в военной кампании)". И эту пиррову победу сегодня празднуют в Литве.
Евросоюзное начальство только подготовило план RePowerEu по окончательному и бесповоротному отказу от российского ископаемого топлива к 2027 году, а Литва уже его реализовала.
"Мы не только пионеры, но и самые большие энтузиасты этого плана и, вероятно, государство-член, которое уже проделало всю необходимую работу. Действительно, Литва находится в авангарде, так как нашей зависимости от российских газа и нефти больше нет. Мы являемся первым государством-членом (Евросоюза. – Sputnik), внедрившим это", – гордо рапортует посол Литвы при ЕС Арнольдас Пранцкявичюс.
Америка нас спасет
Вслед за послом рапортует главный поставщик электроэнергии и газа – госпредприятие Ignitis, которое уже давно отказалось от российского газа. Теперь литовцев будет согревать только американский СПГ. В клайпедский терминал СПГ Independence ежемесячно будет доставляться по три крупные партии живительного американского голубого топлива.
"Мы приобрели две новые коммерческие партии СПГ, которые прибудут в июле и августе. Оба судна прибудут с терминалов США. Закупленные объемы природного газа обеспечат газоснабжение наших клиентов уже в зимний период", – говорится в сообщении компании.
О том, во сколько литовскому бюджету и налогоплательщикам обойдется будущий зимний период, скромно умалчивается. Коммерческая тайна! А уж провести сравнительный анализ цен на американский СПГ и трубопроводный газ из России сегодня в Литве никто и не берется. Это могут расценить как диверсию против национальной безопасности.
Сухая статистика
Зато в статистическом агентстве ЕС пусть и косвенно, но уже показали последствия этой энергонезависимости от России. Eurostat сообщает, что годовая инфляция в Литве в апреле – среди крупнейших в ЕС – 16,6 процента. Выше только в Эстонии (19,1 процента). А в соседней Латвии – 13,1 процента. И это притом, что средний уровень инфляции в Евросоюзе – около семи-восьми процентов.
Напомним, что именно эти три балтийских государства – самые ярые зачинщики в ЕС всех инициатив по отказу от энергоносителей из России. При этом Европейская комиссия конкретно говорит, что основным фактором раскручивания инфляционной спирали является рост цен именно на энергоносители и еще на продукты питания.
Литовцы хватаются за голову и судорожно подсчитывают, сколько и каких продуктов они смогут купить на свою зарплату в ближайшее время после оплаты коммунальных услуг. А энергетики уже открыто предупреждают, что со второй половины года будет очередное повышение тарифов на электричество. Сколько будет стоить отопление следующей зимой? Об этом сообщат накануне отопительного сезона. А уж торговцы продуктами питания никого и не предупреждают, а просто штампуют новые ценники чуть ли не каждый день. Правительство же тонко намекает: мол, запасайтесь таблетками от стресса. Главное сегодня – "Слава Украине!" и "Смерть России!". Даешь три процента ВВП на армию! Перекуем орала на мечи!
Спокойствие, только спокойствие!
Тут, правда, председатель Банка Литвы решил немного успокоить сограждан. Не переживайте! В темном тоннеле уже замаячил лучик света.
"Мы находимся в верхней точке гребня инфляции, и во второй половине года темпы годовой инфляции должны снизиться", – оптимистично предсказал глава ЦБ Гедиминас Шимкус.
Правда, тут же главный банкир страны оговорился, что "есть риск, что инфляцию может подстегнуть раскрутившаяся спираль зарплат и цен, а если точнее – рост заработной платы не только из-за нехватки работников в Литве, но и из-за нехватки определенных квалифицированных работников, и в том числе из-за роста цен".
А цены на продукты питания, как гласит официальная статистика, выросли только в апреле на 20 процентов. Если же сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то сами потребители с грустью утверждают, что все подорожало в два-три раза.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.