Православные верующие в России 17 апреля отмечают Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Это один из 12 главных – двунадесятых - праздников, связанных с событиями земной жизни Иисуса Христа и Божией Матери. Он отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой и на шестое воскресенье Великого поста.
В этот день вспоминают торжественный вход Христа в Иерусалим, сведения о котором есть во всех четырех Евангелиях - от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Его дата является переходящей - меняется каждый год в зависимости от числа, на которое приходится Пасха. После Вербного воскресенья наступает последняя неделя Великого поста - Страстная седмица, самая важная.
Также среди названий этого праздника - Пальмовое воскресенье, Пальмовая неделя, Неделя ваий (от греч. - ветка) и Цветоносная неделя ("неделя" в значении "нерабочий день, воскресенье").
Лазарева суббота
Как следует из Евангелия, в последний год земной жизни Христос отправился в Иерусалим вместе с учениками. По дороге он узнал о болезни Лазаря из Вифании (ныне - пригород Иерусалима), которого называл другом. Но Иисус не спешил к нему, сказав, что эта "болезнь не к смерти, но к славе Божией". К тому моменту, когда Христос пришел в Вифанию, Лазарь умер и его тело четыре дня покоилось в погребальной пещере. Приблизившись к ней, Спаситель начал молиться, а затем воскликнул: "Лазарь, иди вон!". После этого мужчина воскрес и вышел из гробницы. Сейчас это событие известно как Лазарева суббота и отмечается накануне Вербного воскресенья.
Чудо убедило жителей Израиля в том, что Христос – это Мессия, который, по ветхозаветному пророчеству, должен избавить их от власти Рима.
Прибытие в Иерусалим
После воскрешения Лазаря Христос подъехал к стенам Иерусалима – там перед иудейской Пасхой собралось множество паломников. Горожане, которые думали, что Иисус пришел, чтобы занять трон, ждали торжественного появления Спасителя, но он въехал в ворота не на коне, а на осле.
Народ приветствовал Иисуса, дорогу застали одеждой и пальмовыми ветвями, которыми было принято чествовать победителей и которые брали с собой в паломничество. Именно поэтому пальмовые ветви используются как постоянный атрибут богослужений у восточных христиан и католиков. В России и других странах, где пальм нет, их заменяют веточки вербы, которая рано расцветает.
Христос направился в Иерусалимский храм, где готовились к пасхальным жертвоприношениям, сгоняя скот и открывая торговые лавки. Спаситель изгнал всех торговцев словами "дом Отца Моего не делайте домом торговли" и, таким образом, в первый раз вслух провозгласил себя Сыном Божьим. Первосвященники разгневались, однако никто не ослушался. Затем Христос исцелил всех немощных и больных, и собравшиеся еще больше уверовали в него как в Спасителя. Вечером в тот день он вернулся в Вифанию, в дом Лазаря, вместе с учениками и последователями.
Празднование и народные традиции
Окончательно в западной традиции праздник утвердился к VII веку. Он отличается от других двунадесятых праздников тем, что у него нет формальных дней предпразднства - накануне праздника – и попразднства – после него. Объясняется это тем, что он приходится на период между Четыредесятницей и Страстной неделей.
В православных храмах в этот день освящают ветки вербы. Обычно это происходит во время всенощного бдения в Лазареву субботу. Веточки вербы раздают прихожанам, которые держат ее во время службы вместе с цветами и свечами. Вербы, которая принесена из храма домой в этот день, принято хранить весь год.
Что касается поста, то в этот день возможно послабление – можно употреблять рыбные блюда, а в Лазареву субботу вместо рыбы разрешена икра.
У наших предков освященная верба всегда считалась наделенной особой силой. В старину верили, что она может спасти от всех бед - грозы, недугов как у членов семьи, так и у домашнего скота, а также нападений хищных животных.
Был и обряд битья вербой: освященными ветками трижды хлестали взрослых и детей. Считалось, что это приносит здоровье, избавляет от грехов и тяжелых мыслей, а также уберегает от неприятностей.
В городах в этот день собирались вербные базары, а в деревнях и селах устраивали вербные катания на лошадях и народные гулянья. Были и погодные приметы, например, верили, что мороз в этот день предвещает хороший урожай яровых культур.