Владельцы корпорации Meta*, которой принадлежит Facebook*, разрешили в социальных сетях распространять призывы убивать русских, российских солдат и президента России Владимира Путина. Ну а в "толерантной" мультикультурной Англии ни с того ни с сего церкви стали подвергаться нападениям вандалов.
Соответственно, и в Литве, провинции ЕС и фактической колонии США, русофобия льется через край. Она распространяется везде и всеми: как ландсбергистскими сообществами, так и представителями внесистемной оппозиции, склонной к национализму. Те, кто не согласен присоединяться, немедленно объявляются предателями нации. Очень мало общественных деятелей, не поддающихся массовому психозу или высказывающих противоположную позицию.
Один из таких – Валерий Иванов (1947 года рождения), историк, философ и давний деятель русской общины в Литве, известный своей ролью руководителя движения "Единство" (Vienybė/Jedność) в годы перестройки. В беседе с корреспондентом Sputnik Литва он согласился поделиться своим мнением по актуальным вопросам.
– Здравствуйте, Валерий. Как известно, 28 февраля этого года вы опубликовали текст с заголовком "В Литве началась открытая война против русских!". Но как это понимать? Неужели ситуация настолько усугубилась?
– Начнем с того, что "война" здесь является метафорой. Скажем, в 1933 году к власти в Германии пришли гитлеровцы. И только они пришли, сразу объявили войну коммунистам (а также социал-демократам, евреям и прочим). Но эта война не сразу стала горячей. Все началось с пропаганды и дискриминации. И только потом, подготовив общественное мнение, взялись за физическое уничтожение вышеуказанных групп.
Ну а в нашем случае речь идет о русских. А также инакомыслящих. Так называемых "ватниках", "колорадах", "кремлевских" и так далее. 20 марта на литовском портале вышла статья Римвидаса Валатки "Кто больший монстр – Путин или русский народ?". В этом "опусе" Валатка не просто очерняет Путина. В принципе, он изображает русских как нацию второго сорта, как нелюдей.
Или, например, Комитет национальных меньшинств при Министерстве культуры Литовской Республики. Своими заявлениями это учреждение открыто стремится вбить клин между русскими в Литве и в Российской Федерации. То есть последние плохие, потому что не поддерживают позицию литовской власти по США и НАТО, которые открыто поддерживают нацистский, русофобский режим Киева.
Однако эта позиция несамостоятельная. Она навязывается Литве извне. Это нужно говорить открыто, я это и говорю. А если в Литве действительно есть демократия, то запрещать другое мнение о событиях на Украине нельзя.
Кто-то на Западе, особенно в Лондоне и Вашингтоне, хочет стравить славян. Раньше, до ХХ века – поляков. А теперь – украинцев. Все по старой латинской поговорке: разделяй и властвуй...
Сама Литва не может воевать ни против Путина, ни против России. У нее нет для этого инструментов. Она делает то, что указывает Запад... А война в данном случае такая: сначала идеологическая – информационная, психологическая.
Но такую борьбу, борьбу идейную, можно выиграть, только имея настоящую систему идей – философию. А разве у Литвы она есть? Нет. Какова идеология современной Литвы? Та, которую навязали Лондон и Вашингтон.
А Россия? Своей идеологии у нее тоже нет. До сих пор не объявлена и не принята на государственном уровне такая система, подобная, например, марксизму-ленинизму в СССР. Философия, введенная большевиками как идеологическая основа строящегося в Советском Союзе общества справедливости, равенства и гуманизма. И которую позднее, в конце 1980-х, предала номенклатура во время горбачевской антинародной перестройки.
Так что у России тоже та же философия, которую Запад навязал ей в 1990-е годы. И что это за философия?.. Согласно ей, человек по своей природе слаб, эгоистичен. Единственная цель – удовлетворение физиологических потребностей и амбиций. И всем этим можно управлять с помощью денег и прибыли. Такой образ мышления и такая система существуют до сих пор.
Но в России вырисовывается более четкая, самостоятельная стратегия. Например, в конце 2021 года Путин поставил ультиматум Западу. Определил "красные линии", которые нельзя переходить. К сожалению, Запад проигнорировал этот жест.
В результате в 2022 году ситуация ухудшается: 17 февраля киевский режим атакует Донбасс. Не только мирные жители гибнут, но и возникает угроза существованию Донецкой и Луганской республик. В ответ Путин 22 февраля признает независимость республик Донбасса и, пообещав ее защитить, 24 февраля начинает спецоперацию по денацификации и демилитаризации Украины...
И в ответ на санкции, сразу введенные против России Западом (США и ЕС), 23 марта Российская Федерация приняла решение: платежи за газ от враждебных стран (а список таковых был опубликован в начале месяца, в него вошла, кстати, и Литва) принимать только в рублях.
Россия же может себя самостоятельно обеспечить и сырьем, и продовольствием. Хватает ей и современных технологий, и хорошо подготовленной армии. Это станет отрицать разве что идиот или политический аферист.
– Получается, что хотя у России на сегодняшний день нет самостоятельной идеологии (и ее отсутствие было даже конституционно закреплено в 1990-е годы), она все же движется в сторону независимости от Запада. И это движение основано на определенной стратегической концепции. Если дальше все так и продолжится, потребность в собственной идеологии только возрастет. Согласны ли вы с такой интерпретацией?
– Да, полностью согласен. Я бы только добавил, что западный мир больше не может предложить человечеству ничего конструктивного. У них осталась русофобия. А если конкретнее – идея уничтожить Россию, раздробив ее на куски. Последняя становится суррогатом здоровой, позитивной идеи. И один из самых горячих рупоров этой идеи в Литве – Аудрюс Буткявичюс (Р. Чекутис, А. Буткявичюс. Мировая победа над Россией была бы ее распадом. Республика, 16 марта 2022 года).
– Но тот же Буткявичюс основывает свою позицию на якобы безопасности как Литвы, так и Европы, ее жизненно важных интересах... Разве он не прав? Какое место во всем этом занимает Литва?
– Буткявичюс не просто ошибается. Он авантюрист. Это доказывает само продвижение этой идеи. Потому что развал России не пошел бы на пользу ни Литве, ни другим странам Балтии, ни даже Польше.
История свидетельствует, что за 1000 лет русские не уничтожали ни друге этнические культуры, ни государственность других народов. Наоборот, они объединили всех в многонациональное государство. Государство-цивилизацию.
История Советской Литвы прекрасно это доказывает: ведь там процветали не только промышленность и сельское хозяйство, не только росли города, но и, как никогда, процветала литовская национальная культура. Литература, музыка, искусство, кино. Действительно, именно в семье советских народов литовская нация реализовала свою уникальную самобытность.
Или, например, XIX век. До восстания польской шляхты в 1863 году литовский язык презирали, литовцев унижали и ополячивали. Только потом, при ненавистном многим губернаторе Михаиле Муравьеве, в школах начали преподавать литовский язык. Без чего окончательное формирование литовцев как нации в ХХ веке было бы немыслимо.
Даже во времена Антанаса Сметоны Литва не избежала тесных культурных связей с Россией. Например, Федор Шаляпин ездил в Каунас к Кипрасу Петраускасу; в там же расположенном Литовском университете преподавал Лев Карсавин. И классическая литовская литература, несомненно, развивалась в тесной связи с русской культурой.
А теперь?.. С 1990-х годов, когда Литва свернула на путь пещерного антисоветизма и русофобии, ее национальная культура исчезает. Точнее, уничтожается. В качестве последнего яркого примера этому я бы выделил снос памятника писателю Пятрасу Цвирке в центре Вильнюса.
На самом деле, это должно вызывать беспокойство у каждого литовца. Мне, как русскому Литвы, для которого Литва тоже родина, просто больно. Тем более что ситуация трагичная. И это проще всего понять, взглянув на вопрос комплексно – на культуру, политику, общество и экономику: ведь за последние 30 лет мы потеряли более миллиона человек! Это самый настоящий "Потерянный кров" (лит. Sodybų tuštėjimo metas)!
– У меня, пока я слушал ваши рассуждения, возник другой вопрос: может быть, Литва, якобы воюющая с Россией и русскими, на самом деле воюет сама с собой? Со своим народом, своей культурой, своим государством?
– Да, такая война идет. Однако я бы не сказал, что в этой войне воюет Литва, под Литвой понимая, конечно же, народ этой страны. В основном в этой войне участвуют, все это делают политики – за последние 30 лет сформированная русофобская, а вместе с тем антинародная, антилитовская элита Литвы.
Но и она не действует самостоятельно, а лишь следует указаниям США, НАТО и ЕС для буферных стран. А говоря о таких, остается лишь риторически спросить: кому же будет интересно серьезно инвестировать в страну, для которой готовится судьба зоны боевых действий? Никому. Впрочем, это уже политика наших литовских вассалов США...
* Компания запрещена в России как экстремистская.