Начать следует с Запада. Как и следовало ожидать, против России были немедленно введены жесткие санкции. Однако есть интересные нюансы относительно уровня строгости этих санкций.
В первую очередь начались вопросы касательно ограниченного отключения российского банковского сектора от западной финансовой системы, оставившее "дыры" для его деятельности. Из Америки и дальше слышны разговоры о том, что, если ситуация изменится, режим санкций может быть пересмотрен. Например, видный представитель Госдепартамента США Виктория Нуланд, которую считают одной из самых ярых критиков России, заявила, что санкции прекратятся, если Россия остановит войну.
Конечно, она также упомянула несколько дополнительных условий, которые должна выполнить Москва, и в целом можно утверждать, что подобные разговоры ведутся ради картинки. Однако появилась информация, что Южная Корея решила договориться с Вашингтоном о том, чтобы не вводить американские санкции против России, что позволило бы ей продолжить экспорт высокотехнологичной продукции в Россию (что такое Samsung, никому объяснять не надо). И что мы слышим: договоренность достигнута, а это значит, что смартфоны, автомобили и бытовая техника южнокорейского производства продолжат продаваться на российском рынке.
Вам не кажется странной такая позиция Америки? Одной рукой пытаешься наказать, другой – разрешаешь получать технологическую продукцию. Не потому ли, что сами американцы ищут возможности для своего бизнеса как-то остаться на российском рынке? В этом контексте также следует отметить, что корпорация Boeing не сразу ограничила свое сотрудничество с Россией (такое чувство, что втихаря хотела его продолжить).
Получается, не весь мир против России?
Так и есть, что подтверждается еще несколькими примерами. Первый, конечно же, Китай. Очевидно, что участие Пекина в санкционной войне Запада против России сильно усложнило бы возможности последней выстоять. Но китайцы приняли противоположное решение. Не потому, что очень любят Москву (у них есть свои причины для такой позиции в контексте отношений с США), дело в том, что в данном случае они не в команде Запада.
Другой пример – Турция. В последнее время она стала серьезным геополитическим игроком (действует в Ираке, Сирии, Ливии, на Кавказе), поэтому ее позиция важна. Также следует отметить, что речь идет о члене НАТО, тесно сотрудничавшем с Украиной в военной сфере. Тем не менее она тоже решила воздержаться от ужесточения санкций в отношении России, поскольку сотрудничество с Москвой (в политической, военной и экономической сферах) имеет для нее стратегическое значение.
Двигаемся дальше. В Южной Америке очень важную роль играют такие страны, как Бразилия и Аргентина, которые тоже отказались наказывать Россию.
Ну и "вишенка на торте": санкции против России нанесут ущерб национальным интересам страны, заявил премьер Грузии, аналогичную позицию занимает и Молдова. Если кто забыл, Грузия долгое время была прозападным государством, а в Молдавии избран прозападный президент. Кроме того, эти государства, у которых есть разногласия с Россией касательно своей территориальной целостности.
Короче говоря, очевидно, что в мире нет единой категорично негативной реакции на действия Москвы на Украине, а немалое количество влиятельных стран не ввело санкции против России.
Однако на этом фоне исключительно жесткую позицию занял ЕС. Можно сказать, что Брюссель ведет себя еще жестче, чем Америка, хотя, казалось бы, должно быть наоборот, ведь экономические отношения Европы с Россией намного теснее. Однако, например, министр финансов Франции заявил, что против России развернется тотальная экономическая и финансовая война, целью которой станет разрушение ее экономики, похожим образом высказалась и министр иностранных дел Великобритании.
В то же время создается впечатление, что, принимая решения, европейские лидеры не до конца осознают, как эти решения будут реализовываться и какие последствия ждут саму Европу. Одним из примеров является запрет на сотрудничество с Россией в области гражданской авиации. У последней теперь отнимут все европейские самолеты? Как это сделать? Что потом с ними делать? Кто компенсирует огромные убытки лизинговым компаниям? Не говоря уже о рекордных ценах на газ.
В связи с этим возникает вопрос: почему Евросоюз хаотично размахивает топором санкций налево и направо, ведет себя как слон в посудной лавке, не задумываясь о последствиях для себя и возможных ответных действиях России?
США заставили? Не похоже. Как было сказано выше, Америка ведет себя спокойнее, чем Европа, которой незачем бежать впереди паровоза. Принципиальная позиция? Тоже маловероятно, потому что ценностная политика ЕС всегда была избирательной. Может, существует план – воспользовавшись ситуацией, продавить какие-то решения по федерализации ЕС ("ситуация критическая – надо объединяться")? Возможно, но пока в поведении Европы не хватает рациональности.
Что же происходит? Это может прозвучать странно, но складывается впечатление, что в Европе – включая Германию, которая, похоже, решила окончательно выйти за рамки исторической вины и в полную силу вернуться в глобальную политику – извергся вулкан реваншизма и ее захлестнуло желание европоцентристской элиты утвердиться в мире через победу над Россией, и вот теперь представился повод. Возникает ощущение, что идет некий новый наполеоновский поход (только экономический, потому что воевать Запад не хочет – готов помочь Украине просто воевать). И эта амбиция настолько сильна, что даже не особо задумываются о последствиях, забывая болезненную историю.
На Западе можно услышать мнение, что президент России "сошел с ума", что его одержала оторванная от реальности идея восстановить Советский Союз или даже Российскую империю. Однако сегодня поведение самих лидеров ЕС не совсем адекватно, и остается надеяться, что в конце концов всем сторонам хватит здравого смысла прийти к конструктивному выходу из нынешнего кризиса.
В заключение хотелось бы привести мнение известного западного идеолога Френсиса Фукуямы. Несколько дней назад он сказал, что украинцы борются за весь Запад, но проблемы, с которыми сегодня сталкиваются либеральные общества, не начались и не закончатся Путиным, и Запад столкнется с очень серьезными вызовами, даже если ситуацию на Украине вдруг удастся развернуть в свою пользу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.