Ее вдохновил еврейский музей в Варшаве. Премьер-министр сказала, что вынашивала эту идею весь год. Эта идея также импонирует мэру Вильнюса Ремигиюсу Шимашюсу.
"Меня очень вдохновляет пример музея Polin в Варшаве. Это действительно красивый музей, очень хорошая идея и прекрасное воплощение", – сказала глава правительства СМИ. Премьер-министр отметила, что здесь невозможно строительство многоквартирных домов, потому что уже согласован проект реконструкции старого еврейского кладбища в Шнипишкесе.
"Мы постараемся пойти по этому пути и оценить, сможем ли мы предложить публике хорошее идейное наполнение места, посвященного истории литовских евреев. Не только Холокосту, но просто рассказать всю историю того, что у нас было на протяжении веков и что мы потеряли, чтобы мы могли сохранить и приумножить то малое, что у нас еще есть", – заявила литовским СМИ Шимоните.
После реконструкции Вильнюсского дворца концертов и спорта, построенного в 1971 году, предыдущее правительство планировало возвести конгресс-центр. Планы вынашивались с 2015 года, когда Банк имущества перенял здание у обанкротившейся инвестиционной группы Ūkio bankas и спортивной арены Žalgirio. Проект реконструкции столкнулся тогда с сопротивлением еврейских общин, так как комплекс расположен на месте старого еврейского кладбища, действующего здесь с XVI века.
Мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс говорит, что приветствует позицию главы правительства по поводу такого будущего для Дворца спорта. По его словам, решение правительства закрыть проект конгресс-центра было ошибкой, "но увековечение истории еврейского народа в этом чувствительном месте – очень хороший выбор". "Я жду от правительства не только слов, но и конкретных финансовых обязательств, связанных с этими решениями", – писал мэр Вильнюса.
Идея отличная. Таким же образом будет увековечена и память о евреях. И к новой жизни возродится Дворец спорта. Но так ли искренне это удобное решение? Ведь сложно совместить образ старого здания с назначением еврейского музея. Каждый хороший музей символизирует экспонируемое содержание уже одним своим видом, его архитектура отражает идеи и притягивает посетителей.
Брутальный Дворец спорта за 30 лет обрел собственную мифологию. И это не имеет никакого отношения к евреям, живущим в Литве. Архитектура здания не будет отражать идею музея – тем более что изменить архитектуру объекта культурного наследия нельзя. Это признала и сама Шимоните. Если брать пример с польского музея, то даже нечего сравнивать – здание в Варшаве современное, построенное специально для таких целей, функциональной и осмысленной архитектуры.
Заботясь об увековечивании еврейской памяти, премьер-министр Ингрида Шимоните могла искренне позаботиться об уже существующем мемориале. Мемориал Каунасского IX форта. Затраты здесь будут несравнимо меньше, чем на реконструкцию Вильнюсского дворца спорта.
Сегодня дорога к музейно-мемориальному комплексу Каунасского IX форта выглядит убого. Это место исторической памяти заброшено. Гравийная дорога изрыта ямами и не освещена. Сам мемориал тоже тонет во тьме. На территории, где во время войны были убиты каунасские евреи, валяются остатки фейерверков. Вся обстановка выглядит крайне беспорядочно. А руководители музея грустно качают головами: денег нет.
Директор музея Каунасского IX форта Марюс Печюлис сообщил СМИ, что с момента открытия мемориального комплекса для посетителей в 1984 году капитальный ремонт практически не проводился. У музея нет денег ни на освещение, ни на ремонт дорог.
"Мемориальный комплекс Каунасского IX форта является одним из крупнейших мемориальных комплексов в регионе, важным не только на местном, но и на международном уровне, а также исключительным местом в контексте истории Холокоста. Администрацию музея неоднократно критиковали как посетители музея, так и представители иностранных делегаций за плачевное состояние дорог, ведущих к мемориальному комплексу. Такая ситуация негативно влияет на имидж не только Каунаса, но и всей Литвы", – пояснил Печюлис.
До Второй мировой войны в Литве проживало около 220 тысяч евреев. Еврейская община была почти в каждом городе или деревне. Летом-осенью 1941 года Литва стала первым полигоном спланированного нацистами геноцида – тотального физического уничтожения европейских евреев. В этот период было убито около 80 процентов литовских евреев.
Резня завершилась 29 октября 1941 года, когда нацисты и их местные пособники в Каунасском IX форте расстреляли почти 10 тысяч евреев из Каунасского гетто.
Сегодня это пустынное место окружено тьмой. Его освещают только фейерверки. Когда местные что-то празднуют. Что скажете, госпожа премьер?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.