В конце января Клайпедский порт подвел итоги 2021 года и гордо отрапортовал, что с показателем в 45,6 миллиона тонн занял почетное четвертое место по грузообороту среди портов восточного побережья Балтийского моря. Весь пьедестал заняли российские порты – Усть-Луга (109,4 миллиона тонн), Санкт-Петербург (62 миллиона тонн) и Приморск (53 миллиона тонн). А вот у латвийских и эстонских коллег – печалька: их показатели за год рухнули существенно. Вентспилский порт – на 14,1 процента, до 11,1 миллиона тонн, а объемы Рижского порта сократились на 9,3 процента, до 21,5 миллиона тонн.
На их фоне Клайпедский порт в минувшем году потерял лишь 4,6 процента. Основную долю этих потерь составили нефтепродукты соседней Белоруссии, в которой так и не удалось сотворить бело-красный майдан и вернуть ее в Великое княжество Литовское. Часть потерь составило и сокращение потока контейнеров из Китая после открытия консульства Тайваня в Вильнюсе.
Уже сегодня в Калининградском порту оборудована и начала действовать отдельная площадка для перевалки китайских контейнеров. А логисты Поднебесной в ускоренном темпе прорабатывают маршруты доставки своих грузов в обход Литвы. И плевать они хотели на увещевания из Еврокомиссии и Всемирной торговой организации. Компартия Китая сказала "Ату Литву", и бизнес ответил "Есть!". А пятипроцентное падение грузооборота Клайпедского порта к следующим годовым итогам грозит перерасти в треть всех объемов.
"Прошлый год во многом был обусловлен геополитической ситуацией. Фиксируются сбои в производственной, торговой и логистической цепочках, а сроки доставки непредсказуемы", – поведал литовским СМИ генеральный директор Клайпедского порта Альгис Латакас.
Но, как оказалось, это лишь цветочки. С 1 февраля ягодки, выращенные правительством консерваторов и либералов и МИД Литвы, начинают собирать не только портовики и железнодорожники, но и мэрия Клайпеды.
"Главное изменение в том, что через несколько часов это станет реальностью. Нет сомнений, что определенные процессы начнутся. Я вижу беспокойство портовых стивидорных компаний, может быть, не всех, но тех, которые связаны с перевалкой удобрений. Естественно, что они начинают жить совсем по другому календарю", – с грустью прокомментировал литовским СМИ свою озабоченность мэр Клайпеды Витаутас Грубляускас.
Напомним, что Грубляускаса в мэры портового города делегировали либералы во главе с нынешним спикером сейма Викторией Чмилите-Нильсен. Вот теперь градоначальник вправе спросить у лидера партии – члена правящей коалиции: "Как быть и что делать?" Ведь 11 миллионов тонн белорусских удобрений, которых по милости правительства лишится Клайпедский порт, пробьют огромную дыру ниже ватерлинии в городском бюджете. "Титаник", айсберг, трагедия…
Сколько жителей Клайпеды уже в ближайшее время потеряют работу? Об этом мэр, видимо, даже думать страшится. Подавляющая часть жителей города так или иначе связана с портом. А зарплаты бюджетников – учителей, врачей и коммунальщиков – напрямую зависят от наполняемости городской казны. И их мысли нынче печальны. Кто-то подумывает о том, чтобы продолжить свою профессиональную деятельность в портах из призовой тройки – собрать чемоданы и рвануть в Россию. Моряки просматривают вакансии на судах под флагами других государств.
А кто-то изучает "висагинский опыт". Вспоминает, что, когда закрыли Игналинскую АЭС, многие профессионалы-атомщики покинули страну и трудоустроились в "Росатоме". Они же возводили и Белорусскую АЭС, которую литовские патриоты из зависти поминают "незлым тихим словом". А некогда уникальный и цветущий Висагинас превратился в город-призрак с заколоченными фанерой окнами в многоэтажках. Печально будет, если и Клайпеда через пару лет повторит судьбу города атомщиков.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.