По мнению политологов, экспертов и аналитиков, одно из направлений, культивируемых противником, – целенаправленно утверждать, что литовское государство не состоялось, его не случилось.
Подобные взгляды политологов, экспертов и аналитиков подтверждает также Департамент государственной безопасности (ДГБ) Литвы в своих отчетах об угрозах национальной безопасности республики. На чем и основываются проницательные литовские политологи, эксперты и аналитики.
Таким образом, они полагаются друг на друга, а системные СМИ собирают повествования и транслируют их народу через свои каналы связи. Чтобы народ не поддался враждебной пропаганде о том, что якобы литовского государства "не случилось". И чтобы нация поверила собственным контрпропагандистам. Ведь они во имя той Литвы...
При это директор ДГБ Дарюс Яунишкис был вызван в Сейм, чтобы ответить на вопросы парламентариев относительно транзита "Беларуськалия" и возможной угрозы для некоторых литовских компаний, которые потеряют доход в случае прекращения транзита.
Группа членов Сейма спросила главу ДГБ, не похожа ли попытка властей остановить транзит "Беларуськалия" через Литву на случай с компанией Mažeikių Nafta, которая была намеренно доведена до банкрота и продана ЮКОСу через американских посредников.
Депутаты Сейма также поинтересовались, не угрожает ли подобный сценарий "Литовским железным дорогам" и дирекции Клайпедского морского порта. Потому что прекращение транзита калийных удобрений в одностороннем порядке может привести к тому, что компаниям придется заплатить миллиарды штрафов, что приведет к банкротству.
Господин Яунишкис ответил: "Инвестиции в стратегические отрасли регулируются, и их защита обеспечивается законом о защите объектов, важных для обеспечения национальной безопасности". То есть – ничего не ответил. Послал членов Сейма.
А еще членам Сейма Яунишкис заявил, что "литовская разведка в настоящее время не располагает данными о предполагаемых сценариях искусственного банкротства указанных компаний или их продажи за гроши зарубежным странам".
Однако в тот же день, почти в тот же час, правительственная Комиссия по расследованию деятельности стратегических предприятий заявила, что соглашение между "Литовскими железными дорогами" и белорусским производителем удобрений "Беларуськалий" и поправки к нему угрожают национальной безопасности страны. И окончательное решение должно будет принять правительство. Об этом сообщило само правительство.
"Комиссия <...> решила, что соглашение об организации грузовых перевозок, заключенное между "Беларуськалием" и "Литовскими железными дорогами" в 2018 году, а также поправка к соглашению от октября 2021 года не отвечают интересам национальной безопасности", – объявило правительство.
Комиссия собиралась четыре раза. Вначале она попросила у "Литовских железных дорог" дополнительную информацию. И проанализировала ее. Позже попросила предоставить больше времени, чтобы ознакомиться с предоставленной информацией. Была ли там информация от ДГБ, все таинственно умалчивают. Однако в итоге и разведведомство решило пересмотреть свою оценку белорусского транзита и счесть его "опасным".
"Литовские железные дороги" подписали договор с "Беларуськалием" весной 2018 года, срок его действия – до конца 2023 года. В соответствии с ним через Литву и Клайпедский порт транспортируется около 11 миллионов тонн белорусских удобрений.
Транзит удобрений "Беларуськалий" через Литву продолжается, несмотря на введенные 8 декабря санкции США против компании. До вступления санкций в силу белорусская компания перечислила "Литовским железным дорогам" аванс на несколько месяцев вперед.
После вступления санкций в силу правительство заявило, что будет добиваться расторжения соглашения "Литовской железной дороги" с "Беларуськалием". Хотя сами США заявили, что санкции за транзит удобрений в Литве не являются обязательными. Они не являются обязательными для Литвы и являются обязательными для властей Литвы. Так смиренно отреагировало литовское правительство. Даже без инструкции.
И вот почти рождественское чудо: "Правительство не намерено прекращать деятельность любой ценой, потому что любой ценой оно могло прекратить ее 8 декабря", – заявила литовским СМИ в пятницу глава правительства.
"Мы ищем решение, которое, с одной стороны, поддерживало бы репутацию нашей контролируемой государством компании, в том числе в глазах наших союзников, а с другой стороны, защищало бы правительство и государство от необоснованных судебных исков или финансового ущерба", – добавила премьер-министр Ингрида Шимоните.
Что тут добавить? Неясным для соотечественников остался только ответ на вопрос: не случилось литовское государство или литовское правительство потерпело неудачу? Оба одновременно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.