Миграционный кризис в Литве

Страна кривых зеркал: как Литва запуталась с мигрантами

Отношение к мигрантам в Литве – зеркало литовской власти. Зеркало, отражающее отношение к согражданам, к собственному народу. Особенно к тем, кому нужна помощь. И не только пропаганда
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Уполномоченные Сейма представили отчет об обеспечении прав и свобод человека при размещении мигрантов. Инспекторы посетили 18 лагерей для мигрантов и обнаружили, что в палатках влажно и холодно, не хватает еды и питьевой воды. Горячей еды вообще не было. Медицинские услуги приходится ждать долго, и некоторые мигранты находились в заключении почти 40 дней.
Уполномоченные Сейма заявили, что эти условия эквивалентны бесчеловечному или унижающему человеческое достоинство обращению, запрещенному Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Отчет получат Европейский суд по правам человека, верховный комиссар ООН по делам беженцев, европейский комиссар по правам человека, глава Агентства Европейского союза по основным правам, а также комитеты ООН и Совета Европы против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Документ получат и другие международные организации. Несомненно, на этот отчет будет дан строгий ответ. А как отреагировали в Литве?
Миграционный кризис в Литве
"Все люди легальны": в Литве прошел митинг в защиту мигрантов
Вызывает недоумение, что после того, как уполномоченное учреждение по правам человека в Сейме подготовило квалифицированный, основанный на фактах отчет, именно чиновники, составившие отчет, подверглись атаке. Сотрудники уполномоченного по правам человека открыто признали, что нападение влиятельных политиков создает атмосферу страха и разрушает мотивацию к работе.
Отчет омбудсменов Сейма также заслуживает внимания прокуратуры. Но привлечет ли внимание бесчеловечное обращение с "чужими" в такой укоренившейся атмосфере страха в самой Литве?
В Литве почти 700 несовершеннолетних детей-мигрантов заключены в лагерях на несколько месяцев без суда. Не в пионерских, не в скаутских лагерях. Какую угрозу представляют эти дети для литовского общества и национальной безопасности республики? Как содержание под стражей детей соответствует международным конвенциям? Какова роль уполномоченного по правам ребенка Эдиты Жобене?
Госпожа Жобене жаловалась СМИ, ее бдительность была немного усыплена. Омбудсмен Жобене заявила, что ее втянули в процесс принятия решений, но ощутила, "как ее усыпляли". Иными словами, когда она поднимает вопрос о детях-мигрантах, ей постоянно обещают, что ситуация будет исправлена, но такое "исправление" займет много времени.
"Конечно, в каком-то смысле это обсуждение усыпляет, потому что, когда начинаешь задавать вопросы, получаешь положительные ответы. Мы спрашиваем: когда переселите, ответ – сейчас переселим. И мы верим в это, но через неделю можем задать те же вопросы. Если, например, я часто спрашивала о школе, когда мы начнем, смогут ли эти дети ездить в школу или всех детей поместим в лагеря, этот план был немного расплывчатым, и это "немного" еще красиво сказано. Если нам пообещали, что Министерство социальной защиты и труда вскоре возьмет на себя обязательства в отношении семей с детьми, то это "скоро" произошло в начале октября", – сказала Жобене.
Жобене отметила, что похожая ситуация сложилась и в сфере здравоохранения: в каждом районе, в каждом лагере она была разной, отсутствовала систематичность. А среди мигрантов есть дети с ДЦП, тяжелым аутизмом, онкологическими заболеваниями.
Миграционный кризис в Литве
Депутат Сейма Литвы нашел в лесу семью мигрантов с маленькими детьми
Жобене говорит, что дети не должны находиться в условиях, подобных заключению: они должны играть, выходить на улицу и за ограду, учиться.
Она подчеркнула, что дети мигрантов должны посещать школы за пределами лагерей, то есть те учреждения, которые посещают дети граждан Литвы.
Консерватор, министр обороны и самый популярный с точки зрения рейтингов министр Арвидас Анушаускас в социальных сетях цинично высказывается об оценке положения мигрантов. Цинизм становится все более популярным в Литве.
Два уполномоченных сказали все, что думали об условиях мигрантов. По их словам, были совершенно плачевные ситуации. Однако в Facebook министр Анушаускас высмеял их выводы и рекомендации: "В отчете омбудсмена Сейма о ситуации с нелегальными мигрантами уточняется, что в Литве идет дождь и даже летними ночами прохладно". "Настоящая правда..." – подтверждает Анушаускас.
Анушаускас: "...а потом уже получает рекомендации омбудсмена о том, что действительно необходимо сделать (конечно, не закрывать сначала дороги в Литву): организовать вегетарианское питание; обеспечить своевременное употребление медикаментов; предоставить психологов, логопедов <…>; создать условия, чтобы из палаток можно было связаться с юристами по телефону; научить пограничников общаться на иностранных языках (сначала на курдском) <...>; обеспечить своевременный перевод. <...> Ну кто может оспорить такие рекомендации. И я здесь действительно не иронизирую, потому что хочу, чтобы обо всех детях позаботились".
"Можно было, конечно, полгода назад сказать – подготовились бы. Надо так надо", – иронично высказался министр.
Анушаускас утонченный и деликатный. И сентиментальный – он часто делится фотографиями маленького сына в Facebook. Оба сыты, одеты и счастливы.
Профессор Дайнюс Пурас, директор Института мониторинга прав человека, детский психиатр, говорит, что хотя сейчас условия жизни мигрантов улучшаются, но с самого начала тон властей был таков – "не создавать для них здесь тепличные условия".
"Этими словами между строк было сказано, что нет необходимости создавать хорошие условия проживания для мигрантов, в том числе для их детей. Другими словами, так понималось сдерживание", – сказал журналистам профессор Дайнюс Пурас.
Профессор уверяет, что больше всего от негостеприимных условий жизни страдают дети мигрантов. По словам детского психиатра, у детей, живущих во враждебной среде, накапливается обида, что, по его словам, не очень хорошо ни для мигрантов, ни для принимающего общества.
"Дети видят, как тяжело их родителям. Они прекрасно чувствуют, безопасна ли для них среда или враждебна. Одна из проблем заключается в том, что если такая ситуация затянется, то накапливается обида. Ведь они практически живут в условиях заключения", – сказал Пурас.
Контролер Сейма Аугустинас Нормантас и уполномоченный по правам ребенка Эдита Жобене заявляют, что официальная информация часто не соответствует действительности, противоречива, постоянно обещаются лучшие условия, по крайней мере для семей с детьми.
Миграционный кризис в Литве
"Хлебните этой участи": британцы высмеяли наплыв мигрантов в Литву и Польшу
Однако никто не может даже точно ответить, сколько детей замерзают в лесах у литовской границы и как долго они проживут без еды и воды. Публичное унижение контролера Сейма после его работы по улучшению условий жизни мигрантов во временных лагерях стало одним из величайших позоров правящих политиков.
Права человека, о которых так удобно стараются не вспоминать при охране государственной границы, едины для всех. Это не права владельцев хорошего литовского паспорта, белых, мужчин или христиан. Они есть у всех. И только обеспечив это, можно говорить о таких правах и учить других.
Демонстрационная морализация, имитация "преимуществ демократии" и продвижение "западных ценностей" распространяются в приграничных лесах, где остаются дети, бабушки и дедушки, беременные женщины и больные. Эти живые мертвецы каждый день доказывают, что западные лидеры полны решимости приносить в жертву людей и гуманность.
Государство сильное и демократическое в той мере, в какой оно способно заботиться о самых слабых и защищать их: нелегалов, заключенных, иностранцев, незваных мигрантов. Если сейчас мы позволим себе комфортно забыть, что эти люди – люди и обладают собственным достоинством, в следующий раз власть, избранная самими литовцами, сделает то же самое, забыв о своих самых слабых и "бесполезных" гражданах. О своих "человеческих ресурсах". Не будет ни хороших зарплат, ни пенсий, ни уважения к инвалидам и безработным. Не будет государства всеобщего благосостояния. Для литовца не будет ничего хорошего, если слабый не станет ценностью.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.