На данный момент учредителей 13, и все они являются членами одноименной фракции Сейма: Витаутас Бакас, Рима Башкене, Альгирдас Буткявичюс, Домас Гришкявичюс, Линас Кукурайтис, Рута Милюте, Лайма Могенене, Лайма Нагене, Лукас Савицкас, Альгирдас Стончайтис, Зенонас Стрейкус, Томас Томилинас и – во главе всех – уже упомянутый Сквернялис.
Последний описывает взгляды группы как "национальные" и "левоцентристские": по словам Сквернялиса, новая партия будет стремиться укреплять традиционные государственные ценности (национальность, семья и так далее) вместе с максимально широким распространением в обществе создаваемых государственным сектором благ.
Во имя власти
Очевидно, что в этом смысле Сквернялис не предлагает ничего нового. По правде, аналогичную линию проводит оставленный им "Союз крестьян и зеленых Литвы" (СКЗЛ), во главе которого стоит Рамунас Карбаускис. Хватает точек соприкосновения и с социал-демократами. Поэтому у многих возникает вопрос: кому здесь нужна новая партия?
По словам Карбаускиса, только для одного: не "во имя Литвы", а во имя власти. И такая трактовка не высосана из пальца. Особенно с учетом состава фракции Сквернялиса: вот, например, есть консервативных взглядов Башкене и либерал, апологет ЛГБТ Томилинас. Оба состоят в одной партии. Или возьмем Буткявичюса, бывшего премьер-министра социал-демократов (СДПЛ), который в итоге сбежал из своей партии, как крыса с тонущего корабля.
Это всего лишь несколько примеров. Но все они показывают, что о каких-то "ценностях", "принципах" и так далее в этом случае говорить сложно. По сути, Сквернялис создает формирование, чтобы продлить существование свое и коллег по фракции в парламентской политике. Это объединение не "во имя Литвы", а "во имя власти": ни много ни мало.
Ждет рокировка
А что это означает на практике? Прежде всего обостренную борьбу между парламентской оппозицией и ее сторонниками. Потому что Сквернялис и компания определенно пытаются переманить часть электората СКЗЛ и СДПЛ. И это, конечно, идет на пользу "Союзу Отечества –Христианским демократам Литвы" (СО-ХДЛ), "Движению либералов" и Партии свободы.
Но в долгосрочной перспективе это будет только способствовать той или иной рокировке среди оппозиции. Сквернялис и компания либо выиграют, ослабив тем самым существующие партии и, возможно, переняв их позиции, либо проиграют, потеряв свои собственные. Других вариантов здесь нет.
В этом отношении однозначно прогнозировать будущее сложно: вполне вероятно, что компания Сквернялиса соберет 2000 подписей за формирование новой партии – это им не составит труда. Наработки Сквернялиса за 2016-2020 годы и соответствующая его популярность в определенных слоях общества уже обеспечивают не самую худшую стартовую позицию. Кроме того, есть ряд региональных участников, близких к СКЗЛ, которые стремятся присоединиться. Предстоящие муниципальные выборы покажут, как это будущее образование проявит себя.
Не будет ничего нового
Что ж, если заглянуть глубже, то на самом деле Сквернялис не создаст ничего нового на литовском политическом горизонте. Потому что, как СКЗЛ, СДПЛ и вся парламентская оппозиция, партия Сквернялиса ничем не отличается от ландсбергистов в своей русофобии и американофилии. Одним словом, нет разницы в самом главном, самом сущностном вопросе.
Почему? Потому что за 30 лет после развала СССР основные бедствия Литовской Республики, как указывает профессор Альгирдас Дегутис, проистекают исключительно из русофобии и либерализма.
И именно по этим двум аспектам все "традиционные" политические силы – "позиции", "оппозиции", "левые" и "правые" – в целом согласны друг с другом. К ним относятся СКЗЛ, СДПЛ, СО-ХДЛ и его "радужные" союзники – в этом отношении они ничем не отличаются. То, что Сквернялис и компания аналогичны, было видно на протяжении 2016-2020 годов и во время событий 2020 года в Белоруссии – заметно и сейчас.
Так что с новой партией Сквернялиса ничего принципиально нового не случится. Политический маневр одной парламентской фракции, хитрая игра с целью сделать карьеру во власти. Игра, в которую в качестве пешек втягивается большая или меньшая часть имеющейся социальной базы. В то, что здесь формируется новая, свежая оппозиционная сила, возможно, поверит и обманется определенная часть "протестного электората".
Будем надеяться, не слишком большая.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.