23 (10) октября православная церковь совершает память преподобного Амвросия, старца Оптинского и всея России чудотворца (1812-1891).
Этого человека на самом деле знают многие, особенно те, кто знакомы с творчеством писателя Федора Достоевского. Дело в том, что именно Амвросий стал прообразом старца Зосимы из романа "Братья Карамазовы".
В миру старца звали Гренков Александр Михайлович. Родился он 21 (или 23) ноября 1812 либо 1814 года, в семье пономаря Михаила Федоровича и Марфа Николаевны, в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Всего в семье было восемь детей – четыре сына и четыре дочери, Александра был шестым.
Отец вскоре скончался, и мать с детьми жила у деда, который был священником. По словам самого старца, в детстве он был смышленым, но озорным и непослушным мальчиком, который нередко попадал в переделки. Из-за своего характера у него не получалось заслужить расположение родных.
Александр воспитывался в религиозной среде, рано познакомился со священными текстами. В 12 лет его отдали в Тамбовское духовное училище, где учеба ему давалась легко. Потом как одного из лучших выпускников отправили в Тамбовскую духовную семинарию. Однажды Александр тяжело заболел и во время болезни дал обет постричься в монахи. Он окончил семинарию в 1836 году и поначалу устроился учителем к детям помещика. А через год поступил учителем греческого языка в Липецкое духовное училище. К исполнению обета Александр не решался приступить четыре года. Сам он говорил о том времени: "После выздоровления я целых четыре года все жался, не решался сразу покончить с миром, а продолжал по-прежнему посещать знакомых и не оставлять своей словоохотливости…"
Однако в 1839 году Александр снова заболел. После выздоровления вместе с товарищем он посетил Троице-Сергиеву лавру и затворника отца Илариона, который сказал Александру: "Иди в Оптину пустынь, ты там нужен". Но и после этого Александр не решался. Однако сомневался он недолго: в том же году он тайно ушел в Оптину пустынь, не сказав родным и не попросив разрешения у архиерея (это он сделал, уже будучи в пустыни).
Послушником он был принят только в январе 1840 года. Он много трудился: переписывал различные сочинения, работал в хлебопекарне и на кухне, был чтецом. Он был келейником старца Льва, а после его смерти в 1841-м – келейником старца Макария. От них он получал духовные наставления, они же были ему образцами подвижничества.
В 1842 году Александр получил постриг с именем Амвросий, в честь Амвросия Медиоланского (340-397), миланского епископа, богослова, проповедника и поэта. В 1845 году Амвросий отправился в Калугу, где был рукоположен в иеромонаха, но по дороге простудился и тяжело заболел. С тех пор различные недуги преследовали старца постоянно. До 1846 года Амвросий много общался с посетителями старца Макария, передавал ему вопросы и просьбы, помогал ему. Но болезнь прогрессировала так сильно, что в 34 года его признали неспособным к послушанию и он стал жить в обители как инвалид. Но продолжал много общаться с Макарием. Амвросий занялся переводами и подготовкой к изданию святоотеческих книг. Макарий умер 7 сентября 1860 года, после этого Амвросий принял на себя подвиг старчества и стал его преемником.
Постепенно Амвросий достигал все большего совершенства в духовной жизни, несмотря на свою немощь и физические страдания. 30 лет провел он в служении ближним. Болезнь не раз приковывала его к постели, но он продолжал общаться со страждущими и отвечать на письма.
Люди, посещавшие его, говорили, что старец знает все и о жизни каждого пришедшего, и о вопросах, которые они хотели задать. И никого никогда не оставлял без совета, доброго слова и благословения. Сохранились упоминания о многих исцелениях, полученных от старца Амвросия. Правда, сам старец их старательно маскировал: он посылал больных то к некому источнику, то к другим святым отцам, и болезнь нередко проходила по дороге. Сохранилась история, как Амвросий встретил крестьянскую телегу, возле которой лежала мертвая лошадь, а хозяин ее заливался слезами – потеря лошади для хозяйства была настоящей бедой. Амвросий трижды обошел животное, стегнул ее хворостиной и сказал, чтоб она встала. И лошадь ожила.
Одной из духовных чад старца была схимонахиня София (местночтимая святая София Шамординская), которую он благословил на устройство в 1884 году Шамординской женской обители. Это произошло в 1884 году. А 1 октября 1884-го была освящена первая церковь обители. София по благословения старца стала игуменьей.
В этой обители старец и скончался 10 октября 1891 года. Мощи его находятся во Введенском соборе Оптиной пустыни.
Сохранилось много мудрых и вместе с тем простых выражений, с помощью которых старец поучал народ: "Не хвались, горох, что ты лучше бобов: размокнешь, сам лопнешь", "Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото", "Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог", "Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного". "Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет".
На Руси этот день называли Предзимьем и зимоуказателем – по погодным приметам старались определить, какая будет зима. Например, если к этому дню на ивах (ветле) на верхних ветвях остались зеленые листья, а внизу уже облетели, это сулило раннюю зиму и благодатную весну. А если в этот день нет мороза, то зима не наступит в ближайшие четыре недели.
Существовала примета, что чтобы сохранить красоту и молодость надолго, сегодня с утра нужно умыться ледяной водой из родника или ручья. Из древних времен также сохранялся обычай сегодня прыгать через костер для очищения от всего плохого и укрепления здоровья. Также в костре сжигали ненужную ветошь. Считалось, что это помогает избавиться от болезней и неприятностей.
Верили также, что сегодня не стоит подметать – вместе с мусором можно вымести счастье. А еще не советовали в этот день делать предложения, играть свадьбы, делать покупки и начинать новые дела – считалось, что все это не принесет ничего хорошего.