Продадут рельсы с молотка: что ждет Литву при потере грузов "Беларуськалия"

Грузов уже стало меньше, в то время как экономические санкции против режима президента Белоруссии Александра Лукашенко еще толком не начали действовать, заявил эксперт
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ВИЛЬНЮС, 20 окт – Sputnik. Если в декабре Литва прекратит перевалку продукции "Беларуськалия", ей, возможно, придется продавать с молотка железнодорожное имущество, как это делает Латвия. Об этом пишет в материале RuBaltic.ru эксперт Алексей Ильяшевич.
В январе-сентябре объемы грузовых железнодорожных перевозок в республике упали на восемь процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Ранее компания LTG Infra объявила о приостановке строительства на участке Плунге – Шатейкяй, стоимость которого оценивалась в 56,5 миллиона евро. В компании заявили, что инвестиционные планы пришлось пересмотреть из-за геополитической ситуации из-за санкций ЕС и США в отношении Минска.
Грузы не едут: в Литве упали перевозки по железной дороге

"Грузов уже стало меньше, а ведь экономические санкции против режима Лукашенко еще толком не начали действовать. Главный удар ждет Литву в декабре, когда истечет срок действия генеральной лицензии Минфина США на сворачивание сделок с участием "Беларуськалия" (и компаний, в которых он владеет не менее 50 процентов акций)", – пишет эксперт.

Между тем на фоне существенного спада грузовых перевозок LTG Infra продолжает вкладывать деньги в проект Rail Baltica, который не сулит Литве никакой финансовой выгоды, отмечает Ильяшевич.

"По крайней мере, транзитные грузы по новой ветке не пойдут – на это никто и не рассчитывает. Ведь транзит через Прибалтику традиционно идет с востока на запад (или в обратном направлении, но никак не по маршруту Хельсинки – Таллин – Рига – Вильнюс – Варшава)", – пишет он.

В Латвии ситуация еще хуже – в январе-сентябре этого года объемы грузов, перевезенных "Латвийской железной дорогой", сократились на 11,8 процента. Перевалка в портах за тот же период упала на девять процентов, а морская гавань Риги потеряла 13 процентов грузов. Как отмечает Ильяшевич, спад наблюдается почти по всем позициям, кроме древесины, зерна и металлолома.
Кроме того, управление Рижского свободного порта решило сдать в аренду с правом застройки участок на острове Русский. За пристань с прилегающей территорией руководство порта планирует выручить как минимум 303 тысячи евро, а за земельный участок площадью 20,5 гектара – 444,7 тысячи евро.
Энергетика. LIVE
"Сложно сводить концы с концами": странам ЕС угрожает закрытие предприятий

"По сути, Рижский порт пошел по проторенной дорожке: "Латвийская железная дорога" уже давно распродает на аукционах свое имущество. С молотка уходят самые разные лоты — от дизельных локомотивов до тракторов и советских мотоциклов. Если Литва откажется от перевалки продукции "Беларуськалия", то этот опыт ей тоже пригодится", – заявляет Ильяшевич.

Железнодорожники Литвы и Латвии отказываются от инвестиционных проектов, ищут новых грузоотправителей на Украине, стремятся конкурировать с автомобильным транспортом. Эксперт не исключил того, что скоро они будут демонстрировать "балтийское единство", проводя совместные аукционы.

Литва теряет транзит

На фоне того, что отношения Белоруссии со странами Запада резко ухудшились, ЕС ввел против Минска санкции, в том числе касающиеся определенных отраслей экономики. В связи с этим белорусская сторона намерена увеличить пропускную транспортную способность в сторону российских портов на северо-западном направлении.
Литва уже потеряла транзит белорусских нефтепродуктов. Экспорт через Литву белорусских калийных удобрений, производители которых попали под санкции США против Минска, остановится в декабре этого года. В свою очередь, Минск к декабрю будет готов к перевалке калийных удобрений через морские порты РФ при поставках продукции на экспорт.
Ранее сообщалось, что компания литовских грузоперевозок LTG Cargo может потерять 60 миллионов евро в год из-за ухода белорусского производителя удобрений "Беларуськалий" из Клайпедского порта. Глава предприятия Эгидиюс Лазаускас заявлял, что эта белорусская компания – крупный клиент, и на фоне предстоящих санкций ЕС и США против Минска есть большой риск лишиться этих грузов. Литовская компания активно ищет новые рынки, чтобы компенсировать возможные потери.
Многие эксперты уже отмечали, что санкции, затрагивающие деятельность Клайпедского порта, нанесут ущерб литовской экономике, однако власти Литвы не хотят этого признавать.
В Литве долги транспортных компаний побили рекорд с начала пандемии