Что случилось?
Как известно, осенью 2020 года пришедшая к власти коалиция "Союза Отечества – Христианских демократов Литвы" (СО-ХДЛ), "Движения либералов" и Партии свободы задумала легализовать институт партнерства. Однако парламентская оппозиция и большинство населения выступают против подобных инициатив. Таким образом, проект, якобы привносящий в Литву "западные ценности", застрял. И все же Шимоните готова его продвигать.
Гитанас Науседа отреагировал на это, заявив, что семью создают мужчина и женщина. Что это, в конце концов, закреплено в действующей Конституции 1992 года, и в этом смысле не должно быть никаких противоречий. "В конце концов" – потому что в прошлом, особенно до прихода к власти в середине 2019 года, Науседа по этому вопросу высказывался по меньшей мере двусмысленно, не жалея реверансов в сторону ЛГБТ-сообщества и носителей "западных ценностей" в целом.
Это, конечно, было не по душе ландсбергистскому истеблишменту. И начался их очередной поход против Науседы. В ходе которого проявился бывший председатель Конституционного суда (КС) Дайнюс Жалимас: по его словам, президентский дворец не имеет права толковать такие, отдельно взятые конституционные вопросы, которые уже были разъяснены КС (ведь есть толкование КС от 2019 года, согласно которому "конституционная концепция семьи гендерно нейтральна"), и в этом случае президент демонстрирует и некомпетентность, и политическую некорректность…
За этим "экспертным" нападением на Науседу последовал инцидент во время его недавнего визита в США. Здесь, 23 сентября, в церкви Рождества Богородицы литовской диаспоры Чикаго во время выступления Гитанаса Науседы неожиданно появилась женщина с плакатом "Науседа – гомофоб". Кроме того, в интернете появился домен, ведущий прямо на сайт президента Литовской Республики.
Логика проста: Науседа не поддерживает однополые браки, следовательно, он не поддерживает повестку дня ЛГБТ, следовательно, он плохой или, по крайней мере, не подходит на должность президента Литвы как государства "западных ценностей".
Эту логику поддерживают и провластные СМИ, соросский телеканал Андрюса Тапинаса Laisvės TV и многие другие "инфлюенсеры", "лидеры мнений" и просто политики, которые представляют идеологию "глобальной Литвы" в целом и клана Ландсбергисов в частности.
Между молотом и наковальней
Все это нужно рассматривать в более широком контексте борьбы между правящими слоями Литвы. А именно: на президентских выборах в 2019 году непосредственным ставленником Ландсбергисов, то есть запланированным преемником Дали Грибаускайте, была Ингрида Шимоните. Между тем Науседа, даже без четкой позиции или тем более идеологии, все же победил как альтернатива для тех, кто не желал видеть еще одного открытого ставленника СО-ХДЛ в президентском дворце.
После победы Науседа сразу стал чужд клану Ландсбергисов. Не тем, что означал альтернативу им, а просто тем, что не был "своим человеком". Науседа, кажется, возомнил себя неким "примирителем" литовского общества. И, конечно же, "примирение" он связал с практически полным отсутствием своей, как президента Литвы, позиции. Однако здесь никто не "примирился".
На самом деле, противоречия в обществе только усилились. А Науседа, как мнимый "примиритель", оказался между молотом и наковальней. То есть между кланом Ландсбергисов, космополитической "элитой" и обычным литовским народом, которому чужды "западные ценности" последних.
"Большой марш в защиту семьи", прошедший в мае 2021 года, а также последовавшие за ним массовые беспорядки вновь подтвердили эту реальность. И, кроме того, подтолкнули Науседу к выбору: он все же понимает, что электорат СО-ХДЛ его не поддержит. А на второй срок хотелось бы. Поэтому остается только обратиться к тем, кто изначально выбрал Науседу: к широким слоям народа, которых Ландсбергис называл "быдлом" и "сворой".
Что дальше?
От Науседы стремятся избавиться: Ландсбергисам нужен свой человек в президентском дворце. Теоретический сценарий импичмента здесь не столь правдоподобен: все же Гитанас Науседа – не Роландас Паксас. И с точки зрения политического положения, и с точки зрения личности. В этом случае стоит говорить о запланированных на 2023 год выборах президента Литовской Республики и перспективах и Науседы, и оппонента, которого выдвинут СО-ХДЛ с союзниками.
Последнее в нынешней ситуации предсказать сложно. С одной стороны, Науседа на самом деле слабый кандидат. Одно то, что после вышеупомянутого домена homofobas.lt появился ярлык bestuburis.lt ("бесхребетный"), говорит о многом. С другой стороны, неуклонно растет недовольство как правительством Шимоните, так и правящим большинством. В этом контексте Науседа, находящийся между молотом и наковальней, возможно, способен маневрировать.
Но как? Я думаю, одним способом: перейдя на сторону тех, кто его выбрал, кто поддерживает его сегодня и кто поддержит завтра как альтернативу Ландсбергисам. Или хотя бы создав видимость такого перехода. Такой переход, частичный или даже полный, по-прежнему требует политической воли. А достаточно ли ее у Науседы – вопрос, на который пока нет ответа. Ясно только одно: "радужные" (вместе с ландсбергистами) стали против Науседы и, кажется, не оставят его в покое.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.