Речь, конечно, идет о республиках Прибалтики, температура в которых уже во второй декаде сентября перестала подниматься выше плюс десяти даже днем. Но, казалось бы, как раз Эстонию, Латвию и Литву эти сюрпризы погоды не должны особо волновать. Прямые долгосрочные контракты поставки природного газа с "Газпромом", электрическое кольцо БРЭЛЛ, единственное в регионе крупное подземное хранилище газа в латвийском местечке Инчукалнс, часть активных мощностей которого бронирует "Газпром" для отопительного сезона в Псковской и Новгородской областях. Что еще нужно, чтобы счастливо встречать в теплых и светлых жилищах раннюю осень?
Советы бывалого
Тем удивительнее читать ценные советы чиновника из компании Elektrum, крупного поставщика электроэнергии в Латвии: "Обычно больше всего энергии потребляют нагревательные приборы и кондиционеры. Нужно посмотреть – можем ли мы сократить время их использования, ищем комфортную температуру. Ночью, когда мы спим, рекомендовано немного снизить эту температуру. Когда мы уходим из дома, температуру можно снизить на четыре-пять градусов. Можем подумать и об использовании горячей воды – больше мыться в душе, а не в ванне". Также он советует проверить жителям свои холодильники: рекомендуется выставить температуру плюс пять, а в морозилке -18 градусов.
Для чего столь ценные советы жителям Латвии, вполне понятно. С 1 августа цена на электроэнергию выросла сразу на 42,5 процента, до десяти евроцентов за киловатт-час. Казалось бы, не так уж дорого, но это только кажется: платежные требования для латвийских потребителей содержат стоимость не только самой электроэнергии, отдельной строкой идет стоимость ее доставки, еще одна строка – "зеленая" надбавка. В конечном итоге стоимость киловатт-часа уверенно добирается до 22 евроцентов, то есть обходится в четыре раза дороже, чем потребителям в России.
Но на этом процесс роста коммунальных платежей и не думал останавливаться. С 1 сентября на 27 процентов выросли цены и на теплообеспечение, а 9 сентября выяснилось, что цена киловатт-часа поднялась еще раз, теперь уже до 13,1 евроцента без учета вышеуказанных дополнительных платежей за доставку и имеющиеся в республике мощности ВИЭ. Не буду перечислять подробности того, что происходит в Литве и в Эстонии, – в начале сентября в регионе было восстановлено стародавнее "прибалтийское единство", стоимость тепловой и электрической энергии во всех трех странах стала одинаковой.
Кольцо БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва) есть, а стабильности в кошельках прибалтийских потребителей энергии – нет. Прямые контракты с "Газпромом" есть – а счастья все равно нет. Как можно было добиться столь изумительных результатов? Оказывается, никаких проблем не возникло – требовалось только самым тщательным образом исполнять все требования Газовой директивы Третьего энергопакета ЕС и правила торговли электроэнергии, установленные биржей Nord Pool. Дисциплина превыше всего, интересы собственных потребителей меркнут перед этой высшей ценностью – таков прибалтийский стиль. Впрочем, удивляться или подтрунивать над руководством прибалтийских республик не приходится: события на газовом и электроэнергетическом рынке всего ЕС показывают, что ровно так же ведет себя и Еврокомиссия, и руководители куда более мощных европейских государств.
Ситуация на энергорынке ЕС с 2009 года, когда был опубликован Третий энергопакет, изменилась кардинально, но нет даже попыток хоть как-то изменить его положения для того, чтобы адаптироваться к обстановке. Складывается впечатление, что такие фундаментальные понятия, как энергобезопасность, энергообеспеченность, забыты раз и навсегда – даже то, что происходило на протяжении отопительного сезона – 2020/2021, никого ничему не научило. Впрочем, это скорее философские рассуждения, но им приятно предаваться в теплой квартире в Подмосковье, где вообразить такой рост коммунальных расходов, какой мы видим в Европе, не получится даже в кошмарном сне.
Победа, за которую приходится платить
Напомню, что в 2020 году польская энергетическая компания PGNiG одержала судебную победу над "Газпромом": самый справедливый в мире Стокгольмский суд обязал российский концерн выплатить трехмиллиардный штраф в пользу поляков. Обвинение было сформулировано следующим образом: формулу цены газа в долгосрочном контракте с PGNiG "Газпром" обязан был изменить – необходимо учитывать не только привязку к нефтяной корзине, но и в первую очередь котировки на европейских спотовых площадках. Весь европейский и американский антироссийский "фронт" в день вынесения вердикта суда только что чепчики в воздух не бросал и хороводы на городских площадях не устраивал. "Газпром" смирился с неизбежным: по словам генерального директора компании "Газпром Экспорт" Елены Бурмистровой, теперь формула цены на 87 процентов зависит от котировок на хабовых площадках и только на 13 процентов – от стоимости нефти. При этом, со всеобщего согласия стран Восточной Европы, эти изменения были внесены во все долгосрочные контракты с "Газпромом".
Мне, к сожалению, неизвестны цены, по которым теперь вынуждены рассчитываться с российским концерном энергетические компании Прибалтики, – понятие "коммерческая тайна" никто не отменял. Но вполне можно ориентироваться по тому, о чем открыто говорят энергетики Болгарии: в январе российский газ обходился им в 213 долларов за тысячу кубометров, в сентябре они покупают голубое топливо по 435 долларов за тот же объем, ориентир на ноябрь – 530 долларов. Сравнивать очень удобно с Турцией, чьи энергетические компании и не думали возражать против нефтяной привязки – для них цена российского газа составляет 270 долларов за тысячу кубометров. Те, кому такая привязка не нравилась, в течение 2021 года старательно помогают "Газпрому" компенсировать выплаченный PGNiG штраф.
Очередная попытка оспорить аксиому "антироссийская политика вполне допустима, но это всегда очень дорого" закончилась закономерным фиаско. Конечно, порой появляется сентиментальная жалость к конечным потребителям европейских стран, но страны эти весьма суверенны, а потому каждая из них имеет то правительство, которое выбирает себе сама.
Биржевая торговля или прямые контракты – выбирай, но осторожно
Не менее дисциплинированно республики Прибалтики отнеслись и к формированию рынка электроэнергии – в полном соответствии с либеральным экономическим фундаментализмом. БРЭЛЛ функционирует, но прибалтийские политики сами себе запретили прямые контракты как с "Интер РАО" (российской государственной компанией-монополистом экспортных поставок), так и с "Белэнерго" (таким же монополистом в Белоруссии). Все торговые операции на рынке электроэнергии – только и исключительно в рамках правил энергетической биржи Nord Pool и, соответственно, по тем котировкам, которые складываются на торгах.
И тут уже можно речитативом: из-за планово-предупредительных ремонтов на АЭС Швеции объем поставок электроэнергии из этой страны на Nord Pool снизился на 66 процентов; из-за погодных условий генерация электроэнергии на ветряных электростанциях упала на 12 процентов; стоимость квот на выбросы углеродного газа увеличилась на 24 процента; засушливое лето не позволяет начать сброс воды на каскаде ГЭС на Даугаве. В силу того, что никаких долгосрочных контрактов с "ИнтерРАО" у Eesti Energia и Latvenergo нет, снизились и поставки электроэнергии из России – сразу на 25 процентов. При этом поставки электроэнергии из Калининградской области в Литву растут – западный форпост России в состав БРЭЛЛ никогда не входил и не входит. Однако это Литве не помогло – полный отказ от поставок электроэнергии из Белоруссии компенсировать не удается.
Остается напомнить, что в 2019 году отношения Белоруссии и Латвии находились на весьма высоком уровне: в марте 2020 года планировался визит Александра Лукашенко в Ригу, где мог быть подписан договор о строительстве межгосударственной высоковольтной ЛЭП. В советские времена таких построено не было – советские инженеры относились к границам между советскими социалистическими республиками как к непонятным линиям на карте, и северо-западный регион Единой энергосистемы СССР был сформирован без учета этого недоразумения. Однако сначала визит был вынужденно, из-за пандемии COVID-19, перенесен, а потом в Белоруссии произошли известные события, а правительству Латвии хватило ума и сообразительности присоединиться к антибелорусским дискриминационным мерам, разработанным Евросоюзом. В результате не только Литва, но и Латвия и, следовательно, Эстония лишили себя доступа к дешевой "атомной" электроэнергии БелАЭС. Радо ли население Литвы, Латвии и Эстонии тому, что их политики так тщательно исполняют все инструкции, получаемые из Брюсселя и Вашингтона? Вопрос, на который ответы могут дать только сами избиратели прибалтийских республик.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.