Свой комментарий в Facebook Вилюс Каваляускас назвал: "Бог наказал мой город". Проиллюстрировал и объяснил: "На верхнем фото – комиссия, созданная в 1905 году для создания Вильнюсского самоуправления. Права горожан были одной из важнейших побед первой революции. В первом ряду сидит Пятрас Вилейшис, который создал для нас светлый, красивый, демократичный литовский Вильнюс".
Вилюс Каваляускас: "На нижнем фото те, кто уже высмеивал горожан, очернил их попытки создать исторические площади, концертный зал Чюрлениса и Национальный стадион. Взамен обещают водочные реки и иллюзию конопли. Еще нам предложили красочную скамейку, на которой тоже будут сидеть только они сами. В биологии таких называют инвазивными видами, привезенными из-за границы из любопытства. Это как борщевик Сосновского, на который возлагали надежды, а теперь не знают, как его искоренить".
Однако Каваляускас еще не знал, что литовский политический "борщевик Сосновского" созовет свой съезд на Ратушной площади и приравняет свои действия к 11 марта.
Партию свободы по-прежнему возглавляет Аушрине Армонайте – ее переизбрали на партийном съезде, прошедшем на Ратушной площади Вильнюса. В списке кандидатов была только ее фамилия. Переизбранная Армонайте также рассказала об амбициях партии в отношении постов президента и мэра Вильнюса.
Партию свободы приветствовали представители Сейма, партнеры по коалиции – лидер "Движения либералов", спикер Сейма Виктория Чмилите-Нильсен и председатель "Союза Отечества – Христианских демократов Литвы" Габриэлюс Ландсбергис. По словам Ландсбергиса, когда Партия свободы вошла в Сейм, появилось больше света: "Больше человечности, больше искренности. И это ваша победа, это то, чего вы уже достигли".
"Когда мы пытались принять закон о партнерстве в Сейме, я сказал, что для меня это словно 11 марта. Я думаю, что это фундаментальная вещь, когда мы должны ответить: чего мы достигли 11 марта? Что это для нас, для Литвы? Чья это победа? Что для нас значит 11 марта? Для меня это конец рабства. Мы на самом деле стали свободными. И мы этого не усваиваем, – сказал Ландсбергис. – Поэтому, когда вы спрашиваете меня, насколько ты консервативен, если защищаешь равенство, я могу с уверенностью сказать, что защищаю 11 марта. Для меня это основа государства, в которую мы все ставим по маленькому кирпичу и взбираемся на вершину. Это ваша победа, это то, что вы принесли".
Слова председателя СО-ХДЛ Габриэлюса Ландсбергиса вызвали не только удивление, но и резкие комментарии.
Член Сейма Агне Ширинскене: "Когда ты проникся, что унаследовал положение правителя государства, но не понимаешь, что такое лидерство, заработанное своим трудом, очень легко сравнить 11 марта с легализацией гомосексуальных семей. Сравнить то, за что нация боролась веками, с тем, что не имеет реальной поддержки среди литовского народа".
Ширинскене уже не знает, чем еще удивит эта власть, для которой даже 11 марта не является священным, и размышляет: "Видимо, на следующей неделе мы услышим, что декриминализация наркотиков для них – 16 февраля, а смена пола для несовершеннолетних равносильна победе в Грюнвальдской битве".
"Такое поведение, отождествление радикальных идей, вызывающих сопротивление, с датами, хранящимися в памяти государства на протяжении веков, является не только неуважением к самому государству, но и переписыванием его исторической памяти на либеральном, не имеющим содержания языке", – резюмировала приветствие Габриэлюса Ландсбергиса к либералам Ширинскене.
Габриэлюс Ландсбергис также сказал, что пошел бы в разведку с Партией свободы: "Я пошел бы с вами в разведку. Если когда-нибудь наступит день и вы скажете, чтобы я с кем-то из них тоже пошел, это будет величайшим подарком для меня и наших близких, которые находятся в коалиции с вами".
Вполне вероятно, что после таких выступлений с самим Ландсбергисом желающих идти в разведку будет все меньше и меньше. Особенно со стороны ветеранов консервативной партии.
Те, кому не хватило слов, чтобы прокомментировать слова Габриэлюса Ландсбергиса, предложили аудитории мемы из Facebook.
Философ Арвидас Юозайтис не пожалел слов и препарировал ландсбергизм-гендерность в своем Facebook – от самого начала деятельности "Саюдиса" и Витаутаса Ландсбергиса до нынешнего дня.
Арвидас Юозайтис риторически спрашивает Витаутаса Ландсбергиса: "А что будет с Литвой? Когда не останется ни вас, ни вашей партии, ни ваших кланов поклонников? Ведь для вас важно, вы даже смахиваете слезу, только подумав об этом. Будет ли кто-то стоять рядом с вашими памятниками и хлопать в ладоши? А если не будут хлопать? Потому что литовцев просто не будет. Другие будут хлопать? Может, эта мысль вас тоже утешает – все же лучше, чем ничего".
Арвидас Юозайтис Витаутасу Ландсбергису: "Правда, посмертная слава... Она ли ждет? Вы ее предвидите. В пантеоне Каунасского военного музея, где давно должен стоять памятник Вайжгантасу, оставлено место для вашей персоны, ожидает. Вам нужно больше памятников? – Будет".
Осталось подытожить философски: memento mori (лат. "помни о смерти").
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.