ВИЛЬНЮС, 17 мар – Sputnik. Прошлый год был непростым для транспортного сектора Литвы из-за пандемии коронавируса и вступления в силу некоторых новых положений Пакета мобильности, однако, за исключением нескольких секторов, развитие сферы было выше ожидаемого. Об этом сообщила пресс-служба Минтранса Литвы.
Хотя оборот предприятий снизился и была создана добавленная стоимость, общая численность работников и предприятий в транспортном секторе оставалась стабильной. В этом отношении грузовые автомобильные перевозки выделяются положительными изменениями. По предварительным данным, количество сотрудников в этой сфере выросло на 4,6 процента, а количество компаний – на 3,5 процента.
Экспорт транспортных услуг в прошлом году снизился на четыре процента по сравнению с 2019 годом. Основные экспортные рынки транспортных средств остались неизменными, крупнейшими из которых стали Германия, Франция, Россия, Нидерланды и Дания.
В период с января по сентябрь прошлого года по сравнению с соответствующим периодом 2019 года экспорт транспортных услуг в Германию (+4,8 процента) и Нидерланды (+5,4 процента) вырос, в то время как деловая активность литовских компаний на российском (-12 процентов) и латвийском (-10 процентов) рынках упала. Экспорт услуг в Соединенное Королевство значительно снизился, в первую очередь из-за воздействия Brexit (-27 процентов).
В обзоре отмечается, что в прошлом году по сравнению с 2019 годом всеми видами транспорта было перевезено на 2,3 процента больше грузов, из которых на 4,9 процента больше было перевезено дорожным транспортом (105,7 миллиона тонн), а по железной дороге – на 3,2 процента меньше (53,4 миллиона тонн). Перевалка грузов в Клайпедском порту выросла на 3,3 процента и достигла рекордного уровня (47,8 миллиона тонн), через аэропорты перевезено на 16 процентов (19,9 тысячи тонн) больше грузов.
Рост перевалки грузов в Клайпедском порту был обусловлен перевалкой насыпных грузов, в основном зерна (+32 процента) и удобрений (+12,2). Перевалка металлов (-27), нефтепродуктов (-21) и тары (-9,8) снизилась. По предварительным данным, перевалка грузов между портами восточного побережья Балтийского моря в прошлом году увеличилась только в портах Клайпеды и Таллина.
Компания "Литовские железные дороги" (ЛЖД) перевезла больше всего грузов в Балтии и пострадала меньше всего. Потеря грузов составила 3,2 процента, в то время как в Латвии железнодорожные перевозки упали на 43 процента, а в Эстонии – на 15. В Литве результаты в основном улучшились за счет перевозки зерна.
Авиационный сектор пережил самый тяжелый спад из-за воздействия пандемии COVID-19. По сравнению с 2019 годом пассажиропоток в аэропортах Литвы в прошлом году снизился на 72 процента – до 1,8 миллиона пассажиров.
В Вильнюсском аэропорту обслужено 1,31 миллиона пассажиров (-74 процента грузопотока), в Каунасском аэропорту – 0,37 миллиона (-68 процентов), в Паланге – 0,12 миллиона (-63 процента). Количество полетов уменьшилось на 52 процента, количество направлений – на 30 процентов. Рост грузооборота в аэропортах (+16 процентов) обусловлен большим количеством медицинских изделий, доставленных в Литву специальными рейсами.
Пассажирские перевозки всеми видами транспорта в прошлом году снизились на 36,8 процента из-за пандемии. По сравнению с 2019 годом в прошлом году поездом воспользовались на 38,4 процента меньше пассажиров, падение потока на морском транспорте составило 36,3 процента. Дорожным транспортном воспользовались на 37,7 процента меньше пассажиров.
Исключение составил внутренний водный транспорт – количество пассажиров увеличилось более чем вдвое – на 134,5 процента. На это число существенно повлияло увеличение частоты паромных рейсов между Клайпедой и Куршской косой.
Между тем в Литовской национальной ассоциации автомобильных перевозчиков (Linava) регулярно заявляют, что из-за неблагоприятных условий транспортные компании уходят из Литвы. По данным перевозчиков, с начала прошлого марта Литва потеряла 115 транспортных компаний, более 90 из которых переехали в Польшу.
Все больше логистических предприятий перебираются в другие страны Евросоюза, где открывают дочерние или новые компании, чтобы продолжить деятельность.