ВИЛЬНЮС, 10 июл – Sputnik. Лидер правящей партии "Союз крестьян и зеленых Литвы" Рамунас Карбаускис обвинил партию консерваторов в том, что они могли получать финансирование из третьих стран, например с Кубы, а взамен блокировали соглашение между Евросоюзом и этим государством, сообщается на сайте СКЗЛ.
По его словам, средства могли быть переведены на счет ассоциации Sąjūdis prieš Astravo AE ("Движение против Островецкой АЭС"), созданной непосредственно перед началом избирательной кампании, а затем могли быть незаконно использованы для финансирования. Речь идет о "секретных" протоколах консерваторов, которые Карбаускис приложил к тексту.
Лидер "крестьян" утверждает, что консерваторы отреагировали одним общим заявлением. В тексте членов партии Жигимантаса Павилениса и Эмануэлиса Зингериса финансовая поддержка со стороны Кубы представляется как чисто моральная. По мнению Карбаускиса, власти Литвы должны проверить упомянутую ассоциацию, ее источники финансирования и роль консерваторов в потенциально непрозрачных процессах, связанных с национальной безопасностью.
"Политическая коррупция в MG Baltic – просто цветочки по сравнению с тем, какие серьезные могут быть дела у консерваторов и либералов, пока они занимаются политической проституцией, которая уже затронула не только внутреннюю, но и международную репутацию Литвы, ценности и интересы Европейского союза", – утверждает Карбаускис.
Он задал вопрос, почему, согласно протоколам, отдельные лица, которые именуются в "секретных" протоколах диссидентами с Кубы, а не "конгрессменами", как сейчас пытается преподнести Павиленис, не проживающие в Литве и не имеющие к этому никакого отношения, по просьбе консерваторов оказывают поддержку ассоциации, которую возглавляют консерваторы и либералы.
"Разве те финансовые покровители-диссиденты не являются теми же людьми, которые по прибытии в Литву вместе с консерваторами блокировали политический диалог и соглашение о сотрудничестве между Европейским союзом и Кубой? Наконец, если да, то не являются ли переводимые в Литву (или планируемые к переводу) деньги выплатой указанных кубинцев за услуги консерваторов в процессе блокирования этого соглашения между ЕС и Кубой?" – продолжает политик.
Он напомнил, что соглашение является планом ЕС по оттеснению Кубы от России и Китая в "сторону демократии". По его словам, происходящее позволяет вновь убедиться, что консерваторы, кричащие о демократии и правах человека, смогли показать, что "они видят ценность только в том, за сколько она может быть продана".
Как напомнил глава "крестьян", Павиленис в парламентском Комитете по иностранным делам, когда обсуждался вопрос о соглашении между ЕС и Кубой, громко предлагал "держать Кубу в качестве заложника, чтобы нас услышали по поводу Островца, было бы очень логично и очень полезно для нас. И когда мы услышим заверения в том, что нас услышат по поводу подлости, совершаемой белорусским режимом с Островцом, тогда, возможно, мы постараемся услышать по поводу Кубы".
Политик сделал заключение, что таким образом важное соглашение стало "инструментом манипуляций" со стороны консерваторов, а кубинцы – "заложниками".
"Протоколы только подтверждают, что в течение трех десятилетий консерваторы создавали себя как "неприкасаемых", создавая структуры, нанимая туда своих людей, чтобы чувствовать себя в безопасности и не было тех, кто может задавать неудобных вопросы. Они по-прежнему остаются неприкосновенными, которым, в отличие от других литовцев, не приходится признавать ошибки или нарушения перед законом", – утверждает Карбаускис.
Эти же документы показывают, что консерваторы встречаются и координируют различные вопросы с высшими должностными лицами, говорит он. При этом лидер "крестьян" задался вопросом, сколько таких встреч остаются неизвестными.
Павиленис на своей странице в Facebook в ответ заявил, что США никогда не стояли на "одной стороне баррикад" с Россией по вопросу Кубы. Вашингтон последовательно выступал за демократические перемены в этой стране, поэтому вполне естественно, что Литва поддерживает США на Кубе, а не Китай и Россию, утверждает он.
Консерватор напомнил своему оппоненту, что Литва защищает истинные ценности Запада вместе с Соединенными Штатами, чтобы сделать это соглашение более сбалансированным, и что подобная ситуация в ЕС не впервые.
"Со своей стороны из-за распространения лжи я повторюсь. Sąjūdis prieš Astravo AE выживает только за счет добровольных взносов членов, большая часть которых была собрана и потрачена на создание движения и продвижение европейской петиции против Островца в странах ЕС до пандемии COVID-19 и начала избирательной кампании. У нас не было, нет и не будет никаких иностранных физических или юридических лиц (включая диссидентов, преследуемых в Соединенных Штатах и тем более кубинским режимом). На данный момент на счету 84 евро. Эти деньги никогда не использовались и не будут использоваться для выборов, потому что цель движения – объединить не только Литву, но и весь ЕС, всех наших союзников против Островца", – написал он.
Договор о политическом диалоге и сотрудничестве между ЕС и Кубой был подписан сторонами в декабре 2016 года и одобрен Европарламентом в 2017-м. Литва является единственной страной ЕС, которая не ратифицировала соглашение с Кубой.
Спор Литвы и Белоруссии о БелАЭС
Белоруссия при участии "Росатома" строит атомную электростанцию в Гродненской области, примерно в 50 километрах от Вильнюса. В начале мая на объект доставили ядерное топливо для первого энергоблока.
В Литве выступают против проекта, называя БелАЭС несущей "угрозу" балтийской республике. Особенно ожесточенно в вопросе строительства ядерного объекта ведут себя консерваторы, проводя резкую риторику против Минска. Кроме того, Вильнюс высказывается против экспорта энергии с объекта и повсеместно призывает соседние республики не закупать электричество со станции. Однако пока этого добиться не удалось.
В Минске неоднократно подчеркивали, что станция безопасна, и это подтвердили международные эксперты. Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявлял, что для него вопрос безопасности Белорусской АЭС важнее, чем для Литвы, Польши или Германии, поскольку значение этого объекта для обеспечения безопасности и экономики страны "просто колоссальное".
Кроме того, белорусский лидер сказал, что Вильнюс и Варшава все равно будут закупать электроэнергию со станции.
Многие эксперты отмечали, что резкое сопротивление Вильнюса в вопросе БелАЭС обусловлено вовсе не технической или экологической стороной вопроса или безопасностью, а "обидой" за потерю Игналинской АЭС и боязнью потерять свои и без того слабые позиции на энергетическом рынке.