Эксперт рассказал, какие российские грузы Прибалтика сможет сохранить

До завершения строительства терминалов в Усть-Луге и Мурманске дефицит портовых мощностей будет ощущаться, считает эксперт Антон Антонов
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ВИЛЬНЮС, 30 мая – Sputnik. При существующем дефиците перевалочных мощностей российские производители минеральных удобрений будут продолжать использовать порты Балтии и Финляндии, считает эксперт ценового агентства Argus Антон Антонов. Об этом сообщает Sputnik Латвия.

Литва потратит почти 50 миллионов евро от ЕС на волнорезы в порту Клайпеды

В прошлом году РФ произвела почти 52 миллиона тонн минеральных удобрений. По сравнению с 2018 годом этот показатель увеличился почти на пять процентов.

Доля российских удобрений, отгружаемых на экспорт, достигает 70 процентов, причем в основном перевалка осуществляется через порты Балтийского и Черного морей. Так, в прошлом году 10,34 процента отгрузок производилось через терминалы на Черном море, а 89,66 процента – через терминалы на Балтике, к которым относятся порты Рига, Мууга, Силламяэ, Котка, Санкт-Петербург и Усть-Луга. Также с недавнего времени удобрения стали переваливать в порту Мурманск.

"Объем экспорта удобрений растет, и для перевалки дополнительных объемов этого вида груза задействуются преимущественно порты Балтийского моря и Мурманск, отметил эксперт во время вебинара, организованного агентством", – говорится в статье.

Поставки удобрений по железной дороге в направлении портов северо-запада увеличились в 2019 году на один миллион тонн – до 22 миллионов тонн.

Рекеда: окончание пандемии коронавируса не спасет порты Балтии

Как пишет Sputnik Латвия, 64 процента российских минеральных удобрений экспортируются через российские порты, еще 19 процентов – через эстонские порты, десять процентов – через финскую Котку, семь процентов – через латвийские порты. Через Клайпеду экспортируют 0,2 процента удобрений.

Между тем через Санкт-Петербург отгружают 9,8 миллиона тонн, через Усть-Лугу – 2,8 миллиона тонн. На порт Мурманск приходится 1,16 миллионов тонн, а на Выбор – 0,13 миллиона тонн.

"Ведущие российские производители удобрений – "Уралхим", "Еврохим", "Акрон", "Фосагро" – управляют терминалами для перевалки в портах стран Прибалтики и Финляндии, и они продолжат экспортировать свою продукцию через них в ближайшие годы, уверен Антонов. В России пока нет достаточного количества мощностей, чтобы весь объем экспорта направить только через отечественные порты", – говорится в тексте статьи.

Отмечается, что совокупный объем поставок российских удобрений через балтийские и финские порты растет, а прирост поставок в порты РФ в свою очередь выше, чем в порты сопредельных государств.

Антонов считает, что до завершения строительства терминалов в Усть-Луге и Мурманске дефицит портовых мощностей будет ощущаться, это приведет к тому, что российским производителям все еще будут требоваться перевалочные мощности в Балтии и Финляндии.

По мнению эксперта, даже при ухудшении политической ситуации и отказе от использования прибалтийских портов для производителей удобрений сделают исключения.

Ситуация с портами Балтии

В последнее время Россия наращивает активность портов на Балтике. Как отмечал экс-министр экономики Латвии Вячеслав Домбровский, российская сторона, которая раньше пользовалась транзитом через балтийские порты, вот уже десять лет строит свои порты и развивает их.

Грузооборот российских портов на Балтике вырос, несмотря на COVID-19

В балтийских республиках считают, что в РФ существует установка "лишить Прибалтику транзита", однако Москва просто не очень хочет зависеть от стран, которые демонстрируют недружественное и нестабильное к ней отношение.

Политики и эксперты в странах Балтии уже неоднократно выражали обеспокоенность уменьшением объемов российских грузов в портах Литвы, Латвии и Эстонии. В частности, как ранее сообщал Sputnik Литва, потери балтийских морских гаваней связаны с сокращением перевалки угля, которую российские компании стали осуществлять через собственные порты. По оценке аналитиков, странам Балтии будет крайне сложно восполнить уходящие российские грузы.

Эксперт рассказал, какие российские грузы Прибалтика сможет сохранить