Отечество не для всех. У консерваторов Литвы свой "патриотизм"

Штатный русофоб Лауринас Касчюнас недоволен – только на этот раз не предполагаемым нападением русских, а недостаточной подготовкой Литвы к возможности такого нападения. По его словам, нам не хватает "патриотического воспитания". Но что это в его представлении?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Над этим вопросом Касчюнас размышлял в недавно опубликованной в литовских СМИ статье "Кто и почему не хочет воспитывать патриотов Литвы?", основной тезис которой заключается в том, что в литовских школах нет эффективного патриотического, гражданского воспитания, кроме того, большинство представителей власти даже не считают это приоритетом – поэтому мы не подготовлены должным образом к нападению русских…

Чем недоволен Касчюнас

Консерваторы тоже плачут. Импичмент литовскому депутату Розовой провалился
На самом деле, те, кто знает так называемые уроки "гражданства", а также общую атмосферу в литовских школах, не должны удивляться подобным замечаниям: эти предметы носят лишь формальный характер, они скучны и нелепы – подобно безнадежно догматизированному учению марксизма-ленинизма в Советском Союзе брежневского периода. Одним словом, никто больше не верит в сам предмет, но преподает, потому что это предусмотрено в программах.

Казалось бы, Касчюнас хочет, чтобы патриотическое воспитание сегодняшней Литвы обрело новое дыхание. Теоретически звучит красиво. Тем более что без соответствующего морального настроя, без необходимой психологии оборону страны сложно представить. А такого настроя точно нет.

После событий 2014 года (то есть евромайдана на Украине, начала войны на Донбассе и так далее) русофобия в Литве действительно получила беспрецедентный импульс. Пропаганде, распространяемой "верхами", верили и до сих пор верят многие люди. Но реальной готовности воевать против России – в материальном, военно-техническом или моральном смысле – ни в обществе, ни в армии нет. Громче всех кричащие "русофобы-патриоты" кричат ​​по карьерным соображениям.

Одним словом, в этом отношении в Литве гораздо больше показухи, чем реального содержания. Касчюнас, наверное, это понимает и, как и положено "патриоту", из-за этого по-своему переживает. Но почему "патриот" в кавычках? Разве он не любит Литву? Разве в нем не говорят самые благородные чувства человека, любящего Родину?

Содержание "патриотизма" Касчюнаса

Субъективно Касчюнас, возможно, и искренен. Но его "патриотизм" основан прежде всего на отрицании – отрицании всего, что является русским, и отрицании всего, что является советским. Одним словом, основан на русофобии и антисоветизме. А это по меньшей мере проблематично, потому что история Литвы неотделима от истории России. Не только в отрицательном, но и в положительном смысле. Более того, величайших достижений Литва и литовская нация добились в составе Советского Союза, в Советской Литве.

Литва завела в кризис ситуацию с воинскими захоронениями, заявил Удальцов

Без советскости от Литвы XX века мало что остается: такие литературные классики, как Людас Гира, Саломея Нерис, Пятрас Цвирка; такие художники, как Юозас Микенас; музыканты, такие как Балис Дварионас; а также восстановление Тракайского и Вильнюсского замков, массовое народное образование, не говоря уже об электрификации страны и создании современной промышленности и сельского хозяйства – все это неотделимо от СССР и ЛССР как составной ее части.

Остаются мифы, претендующие на положительное содержание: сказка о независимой (но фактически бывшей марионеткой Запада и превратившейся в фашистскую диктатуру) Литовской Республике 1918-1940 годов, о "советской оккупации" и о борьбе "лесных братьев" против гражданских литовцев как главных врагов и предателей Литвы. Одним словом, мифы, на которых основана сегодняшняя Литва – русофобская, антисоветская Литва Витаутаса Ландсбергиса.

В этом отношении видение "патриотизма" Касчюнаса пустое или, точнее, деструктивное. У него нет реального положительного содержания, только ненависть к "большому злу", которым считают Советский Союз и Россию. Между тем какую "любовь к Литве" – если под словом "Литва" будем подразумевать самих людей этой страны – излучает этот и похожий на него "рыцарь" "Союза Отечества – Христианских демократов Литвы" (СО-ХДЛ), показывает неолиберальная социально-экономическая политика этой партии, ориентированная почти исключительно на обслуживание интересов крупных капиталистов и олигархов.

Апологет нацистов?

Одним словом, "патриотизм" Касчюнаса основан на фальсифицированной истории. В этом отношении призывы последнего усилить "патриотическое воспитание" в Литве равносильны стремлению развивать и так уже существующую фабрику манкуртов – просто под "национальной" вывеской. К чему приводит такой "патриотизм", продемонстрировала Украина, где ведомые аналогичными идеями поклонники Степана Бандеры и даже Гитлера безнаказанно терроризируют и при необходимости убивают граждан, которые им не угодные.

Депутат Сейма Литвы извинился за "нацистское приветствие"

Вы скажете, что Касчюнас другой? У нас нет стопроцентного ответа, но многолетняя активность и риторика этого человека позволяют утверждать, что если и другой, то только внешне, словом – косметически, но по сути один и тот же. Наконец, на видеозаписи собрания Комитета Сейма по национальной безопасности и обороне (КНБО), которая вышла в общественный эфир на прошлой неделе, ясно видно, как политически близкий Касчюнасу Аудрис Шимас из "Союза крестьян и зеленых Литвы" (СКЗЛ) приветствует как гитлеровец – вытянув правую руку вперед.

Выглядит смешно и, конечно, не отражает официальную позицию ни КНБО, ни СКЗЛ, ни самого Шимаса, но в то же время много говорит о настроениях в этих слоях, в контексте которых и следует рассматривать призывы Касчюнаса усиливать "патриотическое воспитание". Только беда, что с истинным патриотизмом – любовью к своей нации, к собственной стране – этот сумасшедший суррогат на самом деле не имеет ничего общего.

И как его вернуть обратно? Прежде всего необходимо взглянуть на историю по-деловому и избавиться от вышеупомянутых мифов, поскольку из-за того, что они господствуют в сознании общества, Литва была и будет только периферией западного мира, тонущей в болоте русофобской, антисоветской шизофрении. Потом последуют другие шаги. Между тем неспособность или просто отказ изменить курс в долгосрочной перспективе может дорого стоить как Литве, так и литовской нации.

К чему ведет такой "патриотизм", наглядно продемонстрировал Гитлер. Тем не менее по сей день можно видеть, как его идеи реабилитируются. Иногда под "национальной", иногда под "демократической" маской, но суть от этого не меняется. В этом отношении деятельность Касчюнаса, а также других сторонников "исторической политики" Литвы объективно означает "мягкую" реабилитацию нацизма.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.