Энергетика. LIVE

БРЭЛЛ останется: Латвия решит проблемы Балтии, договорившись с Белоруссией

16 января в Минске с официальным визитом побывал премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш. Он не только встретился с президентом Республики Беларусь, но и провел переговоры с премьер-министром Сергеем Румасом
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

По итогам встречи с латвийским коллегой Сергей Румас сделал следующее заявление: "В частности, мы обсуждали вопросы энергетики. Договорились, что наши министерства энергетики проработают вопрос прямой поставки электроэнергии в Латвию, а не через сопредельные страны. Потенциал развития отношений с Латвией, наверное, наибольший среди всех наших стран-соседей. И именно от правительств зависит, насколько мы сможем его сегодня реализовать".

В Литве создали общественное движение "против БелАЭС"

Сказано коротко и емко, но очевидно, что речь идет о линиях электропередачи, которые соединяют энергетические системы Белоруссии и Латвии еще с того времени, когда оба государства входили в состав СССР. В настоящее время эти межгосударственные ЛЭП являются важными частями энергетического кольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва).

Летом 2018 года руководители прибалтийских республик и Еврокомиссия заключили политическое соглашение о том, что в 2025 году энергетические системы республик выйдут из БРЭЛЛ и станут частями европейских энергообъединений. При поверхностном взгляде соглашение 2018 года и идущие между Белоруссией и Латвией переговоры кажутся противоречащими друг другу, но при внимательном изучении ситуация оказывается весьма интересной, а перспективы ее развития – далеко не однозначными.

Энергетические системы Европы и проект ENTSO-E

В настоящее время в Европе функционирует не одна, а пять объединенных энергетических систем, с середины нулевых начата проработка проекта их объединения в единое целое – ENTSO-E. Некоторую путаницу вносит то, что точно такое же название, ENTSO-E, носит и европейское объединение операторов энергосетей, поэтому далее для ясности буду использовать именно "проект ENTSO-E".

Если не принимать во внимание объединенную энергетическую систему Ирландии ATSOI и объединенную энергетическую систему Великобритании UKSTOA, вопросы с которыми предстоит решать в рамках Brexit, то основной технической проблемой является объединение энергетической системы Северной Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия и восточная часть Дании) и энергетической системы Центральной зоны Европы UCTE, в составе которой функционируют энергосистемы 24 европейских стран, причем не только членов ЕС.

Дорогие родственники, налетайте. Куда заведет политиков Литвы кумовство

Объединить две независимые энергетические системы технически возможно либо за счет полной их синхронизации (добиться полной идентичности всех характеристик и допустимых отклонений от них), либо за счет использования вставок постоянного тока (далее – ВПТ).

Чтобы не вдаваться в технические подробности, проще всего представить себе ВПТ как некий "черный ящик", который располагают на границе двух энергетических систем с разным набором основных характеристик. Энергетическая система №1 подает "свой" поток энергии со своим набором характеристик в этот "черный ящик", где переменный ток сначала преобразуется в постоянный, а потом ему придают весь набор характеристик энергетической системы №2. 

Дания расположена одновременно в UCTE и в NORDELL, объединение реализовано при помощи ВПТ, но одной точки соединения двух крупных энергосистем недостаточно, для повышения надежности требуется как можно больше таких соединений. Географически под такое соединение оптимально подходит территория прибалтийских государств, именно здесь и начата практическая отработка проекта ENTSO-E.

Энергетическая система Эстонии при помощи двух кабелей, проложенных по морскому дну, соединена с энергетической системой Финляндии (читать – с NORDELL), ВПТ реализованы на территории Финляндии. Соединение получилось надежным, сбоев на этих двух энергомостах практически не было.

Энергетическая система Литвы стараниями разработчиков проекта ENTSO-E получила соединения сразу с двумя энергосистемами – с NORDELL при помощи кабеля, проложенного от берегов Швеции, где реализована ВПТ, и с UCTE при помощи ЛЭП, соединяющей Литву и Польшу, в этом случае ВПТ реализованы на территории Польши. Шведское соединение неоднократно выходило из строя, но в последнее время, после капитального ремонта, эта проблема считается решенной.

У периметра кольца концов нет

Энергетические системы Литвы, Латвии и Эстонии в настоящее время входят сразу в две энергетические системы – в БРЭЛЛ и в BALTSO, которая из этих трех систем, собственно, и состоит. Физически все перетоки между тремя странами как происходили в советские времена, так и происходят, характеристики тут никто и не думал менять. Но аббревиатуру BALTSO "виртуальной" назвать нельзя – прибалтийские республики организовали на троих энергобиржу, которая работает по всем правилам, предписанным ЕС.

Эксперт объяснил, кому выгоден отказ от угля в энергетике

Собственно говоря, результат хорош со всех сторон: соединение NORDELL и UCTE уже реализовано, в планах ЕС прокладка дополнительной ЛЭП между Литвой и Польшей (читать – между БРЭЛЛ и UCTE, между UCTE и NORDELL), но при этом BALTSO в географических границах Эстонии, Латвии и Литвы как работало по нормативам, реализованным в советское время, так и работает. Работает надежно, ведь рассчитали ее профессионалы: тут и комплект резервных мощностей на случай ремонтных работ и внеплановых аварий (зимние ветровые и снежные нагрузки на ЛЭП в силу климата и близости моря никто не отменял), и резервные соединения как  между собой, так и с энергетическими системами России и Белоруссии.

И вот сейчас – встреча премьеров Белоруссии и Латвии, обсуждающих "вопрос прямой поставки электроэнергии в Латвию, а не через сопредельные страны. Потенциал развития отношений с Латвией, наверное, наибольший среди всех наших стран-соседей". И это – чистая правда!

Соглашение 2018 года о выходе из БРЭЛЛ его участники вполне могут выполнить в отношении Литвы и Эстонии – ведь именно здесь реализованы соединения с UCTE и NORDELL. А начавшиеся переговоры между Латвией и Белоруссией вполне могут привести к обоюдному успеху: энергетическую систему Латвии не будут выводить из состава БРЭЛЛ, межгосударственные ЛЭП между ней и Белоруссией не только сохранят в рабочем состоянии, но и расширят – именно для того, чтобы реализовать прямые поставки электроэнергии из Белоруссии в Латвию.

Речь, разумеется, идет о том, что ввод в эксплуатацию первого энергоблока Белорусской АЭС находится на финальной стадии, он запланирован на 2020 год, второй энергоблок введут в строй годом позже. Если Латвия не выйдет из БРЭЛЛ, ее энергосистема будет способна принимать атомную генерацию Белоруссии. Далее в дело включается та самая энергетическая биржа энергосистемы BALTSO – в строгом соответствии с правилами, принятыми в ЕС. Литва и Эстония получат возможность уверенно удовлетворять запросы всех своих потребителей, а их соединения с NORDELL и UCTE позволят передавать белорусскую электроэнергию в другие европейские страны.

Всем сестрам по серьгам

При этом политики прибалтийских стран даже смогут не менять их любимую риторику. Политики Литвы спокойно продолжат рассказывать избирателям, что не сотрудничают с Белоруссией, не принимают электроэнергию от БелАЭС. Политики Эстонии будут рассказывать о наращивании сотрудничества с Финляндией и прекращении сотрудничества с Россией. А энергетики Литвы, Латвии и Эстонии вздохнут спокойно – фактическое продолжение функционирования БРЭЛЛ сохранит все резервные мощности и ЛЭП.

Газ из России видели? А он есть! Как Литва пыталась шило в мешке утаить

Генерация электроэнергии при помощи атомных энергоблоков не имеет углеродного следа – следовательно, политики европейских стран смогут бодро рапортовать о декарбонизации энергетики. Белоруссия, которая за годы строительства БелАЭС так и не пошла на создание у себя новых энергоемких промышленных предприятий, получит возможность сбыта излишков электроэнергии. Эксперты "БелЭнерго" прогнозируют, что в ближайшее время ежегодно около 14 миллиардов киловатт-часов атомной генерации потребителями Белоруссии востребованы не будут – это и есть тот объем, который БелАЭС сможет поставлять на экспорт. (Ситуация может измениться в том случае, если у БелАЭС появится более выгодный крупный потребитель.)

Не произойдет и никакого ущемления интересов России – чем больше Белоруссия сможет экспортировать электроэнергии, тем увереннее сможет возвращать средства, которые были получены ею для строительства БелАЭС в качестве межгосударственного кредита от России. Топливный контракт между Белоруссией и "Росатомом", предусматривающий и то, что "Росатом" будет забирать отработанное ядерное топливо, уже подписан – следовательно, "Росатом" будет получать и определенную прибыль.

Таким образом, "пострадавших" от того, что начавшиеся между Белоруссией и Латвией переговоры завершатся успешно, не наблюдается. Надежный сбыт электроэнергии для Белоруссии, возврат кредита для России, прибыль на топливном контракте для "Росатома", энергетическая обеспеченность и надежность для стран Прибалтики и Европы, прибыль для Латвии как диспетчера, распределяющего по европейским странам белорусскую электроэнергию…

В спортивной журналистике есть термин win-win, и в данном случае вполне может получиться ситуация, которую можно описать как win-win, win-win и еще раз win-win. С точки зрения энергетики переговоры Кришьяниса Кариньша и Сергея Румаса можно только приветствовать, хотя политические нюансы этих переговоров могут иметь и другие оценки. Но это уже совсем другая история, к которой автор данной статьи никакого отношения иметь не может.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.