Литовский министр обороны Литвы Раймундас Кароблис 31 октября на заседании комитета по национальной безопасности и обороне Сейма заявил, что армия республики полностью откажется от "российских военных технологий" к 2025 году.
Последним этапом "десоветизации" национальной армии станет избавление от военно-транспортных вертолетов Ми-8 советского производства, которые состоят на вооружении ВВС. Ранее Минобороны Литвы оптимистично сообщило о грядущей поставке шести боевых вертолетов Black Hawk производства США за 300 миллионов евро. Впрочем, контракт планируется подписать до конца 2020 года, а сами "Черные ястребы" прилетят только в 2024-м. Так что в Литве советские Ми-8 еще лет пять послужат НАТО.
Поразительная живучесть советского оружейного наследства в восточноевропейских странах Североатлантического альянса объясняется, прежде всего, высокими технологическими характеристиками, надежностью и неприхотливостью изделий в эксплуатации. Однако армия Литвы является частью НАТО, и Вильнюс просто обязан закупать вооружение и боевую технику из арсеналов США и союзников. Новую или подержанную – второй вопрос, главное – ни одного евроцента конкурентам на мировом рынке.
Дьявол кроется в деталях
В оправдание огромных затрат на закупку западных вооружений в Минобороны Литвы заявляют, к примеру, о дороговизне содержания старых Ми-8. Якобы винтокрылые машины исчерпали летный ресурс, и слишком часто ломаются. А сложности в отношениях с Россией отражаются на поставках деталей и запчастей. Все это рассуждения от лукавого.
В широком спектре выполняемых задач многоцелевые вертолеты Ми-8 не имеют конкурентов в мире. Машина способна вести боевые действия в различных климатических условиях, нести полезную нагрузку до 4 тонн, устанавливать до 200 противопехотных мин. Ми-8 может служить для огневой поддержки войск, доставки десанта (24 бойца с вооружением), перевозки боеприпасов, продуктов и медикаментов. Вертолет безотказен, незаменим в поисковых, спасательных операциях. Два двигателя обеспечивают высокую надежность и скорость до 250 километров в час. Ми-8 является мировым рекордсменом по числу модификаций и по общему количеству выпущенных машин (серия превышает 12 тысяч единиц).
Безусловно, вертолеты Ми-8 советского производства надежнее в боевой обстановке и неприхотливее в обслуживании, нежели Black Hawk производства США. Не случайно сами американцы в 2011 году закупили 63 вертолета Ми-17В-5 (экспортный аналог Ми-8) за 1,3 миллиарда долларов для афганской армии. Там, где по-настоящему горячо, оружие США нередко подводит (вспоминаем недавнее фиаско ЗРК Patriot в Саудовской Аравии).
Для сравнения, созданный более 40 лет назад многоцелевой американский вертолет UH-60 Black Hawk имеет чуть более высокую крейсерскую скорость – 278 километров в час, но способен перевезти только 11 военнослужащих с экипировкой (маловато для поисково-спасательных и десантных операций). Общий "тираж" машин Black Hawk разных модификаций с 1977 года составляет 4 тысячи машин (Ми-8 популярнее в мире в три раза). Однако Вильнюс несвободен в выборе оружия, приобретает то, что дают старшие партнеры, и не торгуется. Тем более что американское оружие частично оплачивается из бюджета США.
Тернистый путь "десоветизации"
Переносные противотанковые ракетные комплексы Javelin обошлись Литве почти в 18 миллионов долларов. Из бюджета республики оплачено 80 процентов, а пятую часть суммы в качестве военной помощи выделили Соединенные Штаты.
Примерно по той же схеме Вильнюс вскоре получит 500 американских легких тактических бронеавтомобилей JLTV (Joint Light Tactical Vehicle).В одном из отчетов Минобороны США бронированный внедорожник признан "непригодным для эксплуатации". У американских военных были претензии к обслуживанию и надежности броневика. А тяжеловооружённая версия JLTV была признана "неэффективной в оперативном отношении". Эти факты не смутили литовских военачальников. Цена контракта – 170 миллионов долларов.
Систему ПВО Литва формирует преимущественно для прикрытия на своей территории иностранных военных баз. О защите мирных граждан в Вильнюсе не думают – закупают за 110 миллионов евро зенитные системы средней дальности NASAMS, комплексы весьма ограниченных возможностей, с ракетами, бывшими в употреблении.
Республика Литва ранее получила за 6,5 миллионов долларов сторожевой корабль Selis класса "Флайвефискен", построенный в Дании 30 лет назад. Этот практически безоружный патрульный носитель двух гидроакустических станций заменил один из семи катеров класса Storm, полученных из Норвегии в 2001 году (некоторые продержались на плаву более 50 лет).
Любопытно, что в ВМС Норвегии подобные катера имели на вооружении противокорабельные ракеты "Пингвин" Мк1 с инфракрасной (не радиолокационной) системой наведения. Ракеты улетали на расстояние до 20 километров, и редко попадали в цель, но даже их сняли перед продажей "Штормов" в Литву. На борту оставили только старинную артустановку калибра 76 миллиметров и зенитку Bofors калибра 40 миллиметров. Подобное союзничество выглядит унизительно.
Между тем, будущий посол США в Литве дипломат Роберт Гилкрист пообещал укрепить оборонное сотрудничество. Он заявил на слушаниях в Сенате, что 500 американских военнослужащих с танками Abrams Литва встретила с энтузиазмом, и стремится к большему вовлечению США в регион: "Чем больше наш след в Балтийском регионе, тем, я думаю, счастливее сами балтийские страны".
И все же не в коня корм. В мировом рейтинге военной мощи Global Firepower Литва значится на 81 месте – между Оманом и Тунисом. Пожалуй, это излишне комплиментарная оценка западными аналитиками боевых возможностей 18-тысячной сухопутной армии балтийской республики, которая фактически не располагает ударной авиацией и военно-морскими силами.
Благо, что Литве де-факто никто не угрожает, а национальную армию подстраховывают советские образцы военно-транспортной авиации и боевой техники сухопутных войск. Кстати, сегодня тысячи подобных (советских) машин надежно служат более чем в 50 странах мира, по прежнему обладая достойными техническими возможностями и значительным ресурсом модернизации.