Как это выглядит?
На работу в компанию приходит новый, нередко молодой работник, который еще не знаком со спецификой работы, тем более с особенностями внутренней кухни. Привыкшие там "крутиться" старожилы, вместо того чтобы помочь новичку приобрести необходимые навыки и влиться в коллектив, издеваются и глумятся над ним по любому поводу.
Так устанавливается иерархия, схожая с тюремной культурой, где унижение — обычное дело. "Наверху" — более или менее опытные старожилы, получающие большую зарплату, "внизу" — то приходящие, то уходящие новички.
Найти примеры легко. Предположим, существуют швейные и молокоперерабатывающие предприятия, где годами действует именно такая схема. По сути, женский коллектив опирается на нескольких старожилок среднего возраста, которые хоть и работают не в самых завидных условиях, все же зарабатывают больше минимума. А рядом с ними трудятся, как правило, молодые, неопытные и не от хорошей жизни на минималку пришедшие девушки.
Хотя с экономической точки зрения можно сказать, что всех их эксплуатируют владельцы бизнеса, конфликты чаще всего происходят между самими рабочими. Конечно, такая среда не очень мотивирует на то, чтобы там остаться, но уходящих новичков сменяют новые, которые приезжают из деревень и городов в поисках лучшего куска хлеба.
Да, плачевная демографическая ситуация в Литве делает такие источники дешевой рабочей силы конечными. Но в последнее время нехватку работников все больше компенсирует приток иммигрантов с Востока в Литву. Поэтому так называемые работодатели не видят здесь серьезных проблем…
Очень похожая структура существует и в некоторых строительных компаниях, где жертвами дедовщины становятся как простые подсобные, так и более квалифицированные рабочие. Разница здесь в том, что в строительном секторе пусть и в "конвертах", но платят больше. По крайней мере, квалифицированным и опытным строителям точно.
"Верхи" и "духи" — города и пригороды
Так или иначе, суть одна и во многом похожа на отношения между мастерами и подмастерьями при феодализме. Только здесь и над первыми, и над вторыми стоит владелец бизнеса, который является реальным хозяином ситуации. Словом, капиталист. Это явление, которое заметил Карл Маркс, рассматривая в "Капитале" промышленный капитализм XIX века: когда капитал приносит прибыль, даже если работник эксплуатирует другого работника.
Кстати, такая практика, как и многие другие пороки (например, злостное несоблюдение требований безопасности труда и так далее), наиболее распространена в среде небольших фирм, и это позволяет предположить, что дело не только в капиталистических отношениях, но и в том, что эти фирмы не смогли достичь уровня крупной компании.
Общую, можно сказать, социологическую картину проблемы, ее влияние на работу небольших и крупных компаний с литовским и иностранным капиталом в Литве мы приводили в предыдущей статье об условиях труда. Здесь мы спрашиваем: каково значение обсуждаемого явления, его социальные последствия.
Кому это выгодно?
Это просто чертовски хорошее применение старой латинской пословицы divide et impera ("разделяй и властвуй"). Ведь, как мы уже говорили, даже старожилы в таких компаниях не всегда катаются как сыр в масле, не говоря уже о печальном положении "низов". И это, конечно, создает атмосферу рабского послушания, угождения "господину" и вместе с тем почти садистского презрения к тем, кто находится "ниже".
Кому это выгодно, должно быть понятно. Собственники спокойно продолжают богатеть, в то время как рабочие, вместо того чтобы сплотиться ради общих экономических интересов и требовать лучших условий труда (будь то более высокая заработная плата, сокращение рабочего времени и тому подобное), просто душат друг друга, из чего рождаются только цинизм и ненависть.
Какое это имеет значение, видно по тому, что у малых предприятий, где широко распространена соответствующая культура, нет даже самых элементарных, самых "жиденьких" профсоюзов.
Что делать?
Деморализующее влияние дедовщины на психику, поведение и нравы человека, по сути, одинаково — независимо от того, происходит это в армии, на работе или в школе. В каждом случае это не что иное, как полностью искаженный механизм социального контроля, которому свойственен садизм (по отношению к "низшим") и мазохизм (по отношению к "господам"). Простыми словами, схема того, как сделать из человека "духа".
С этим явлением в различных формах сталкивается значительная часть нашего общества. Одни, попав в "низы", смиряются, вторые сами становятся обидчиками. Третьи тем временем бегут из такой среды, надеясь (к сожалению, не всегда обоснованно) найти местечко получше. А борются, или пытаются бороться, лишь немногие. И то слабо, недолго — потому что быстро задыхаются под давлением нашей литовской действительности.
Может быть, поэтому в Литве так мрачно и процветают ложь и отчуждение?
Поэтому проблему нужно решать, и единственный способ сделать это — через осознанность самих рабочих, их объединение ради общих интересов, а не раскол, который, как мы видим, укрепляет их порой рабское социальное положение. Другой вопрос, когда и как к этому привыкнет наше общество. К сожалению, пока он остается открытым.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.