Литва проамериканская: позиция президента может лишить страну денег ЕС

Президент Литвы Гитанас Науседа посетил Германию, где ему было сложнее, чем в Польше. Что говорит этот визит о внешней политике страны?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Науседа знает немецкий язык, но сложилось впечатление, что договориться с канцлером Германии Ангелой Меркель ему было нелегко, поскольку по некоторым вопросам мнения лидеров разделились. Фактически выяснилось, что Берлин является акцентом внешней политики Литвы, но не ее приоритетом.

Уроки политэкономики

Во время визита Науседы были затронуты две важные энергетические темы — Белорусская атомная электростанция (БелАЭС) и трубопровод "Северный поток – 2".

БелАЭС и "Северный поток – 2": о чем лидер Литвы говорил с канцлером ФРГ

В первом случае Литва пытается убедить весь Европейский союз вступить в жесткую борьбу с проектом Белорусской АЭС — добиться ее закрытия или, по крайней мере, не покупать ее продукцию. Но мечтателей и дураков в ЕС мало.

Там все понимают, что Островецкая электростанция будет построена и требовать ее закрытия бессмысленно. Единственное, о чем можно говорить с Минском, — это большая безопасность проекта. Поэтому Меркель согласилась, что нужно сделать все, чтобы БелАЭС не представляла опасности. О закрытии и бойкоте разговора не было.

Более того, правительство Латвии уже решило разрешить торговлю российским электричеством через свою границу. В этом контексте вполне вероятно, что и продукция Островецкой АЭС попадет в Литву, но уже как "латвийская". Вот такой театр абсурда, но внешняя политика Литвы уже давно не отличается рациональностью.

Вопрос "Северного потока – 2" — еще один пример ее "прагматизма". Если хотите более тесных отношений с Германией, зачем нервировать ее пустыми разговорами о беспокойстве по поводу этого газопровода, который все равно будет проложен? Разве Литва как-то от этого пострадает?

Брутер: США извлекли Науседу из ниоткуда, чтобы он стал их рупором в Литве

Правда, может пострадать Украина. Но вот Латвия заботится о себе, а мы — о Киеве, который сам не знает, чего хочет. И что из этого? Ничего. Меркель, конечно, повторила стандартные фразы о том, что интересы Украины должны быть приняты во внимание, но на самом деле и они, и обеспокоенность Литвы абсолютно не волнуют Германию. Когда украинская газотранспортная система станет металлоломом по вине Киева, она также выразит обеспокоенность.

В этом контексте, конечно же, обсуждалась и Россия. Науседа повторил стандартные фразы о "российской агрессии" на Украине, но в конце сказал: "Хотя, с другой стороны, это не отменяет необходимости сотрудничества в экономической сфере и области культуры". Похоже, что это мнение принадлежало не ему, а Меркель — оно оправдывает проект "Северный поток – 2" и другие контакты Берлина с Москвой, но не совсем вписывается в реальную политику Литвы.

Короче говоря, в отношении восточного соседа Литва и Германия не достигли полного консенсуса. Фраза "Да, но не совсем" как будто доминировала в разговоре лидеров. А как насчет трансатлантических отношений?

Давайте жить дружно

На фоне ухудшения отношений ЕС (Германии и Франции) с США Литва с новым президентом может: поддержать Америку, поддержать Европу или попытаться лавировать, надеясь, что Дональд Трамп проиграет президентские выборы и все будет как прежде.

В этом случае лакмусовой бумажкой стал вопрос о ядерном соглашении с Ираном, и Науседа сказал очень четко: "Мы не хотим открыто становиться на одну или на другую сторону, а [хотим] придерживаться формата сбалансированного диалога, и чтобы решения искались не с помощью давления или принуждения, а было бы больше диалога".

Стало известно, как литовцы относятся к президенту

Проблема в том, что когда ты никого не поддерживаешь, оба партнера могут подумать, что ты их предал, и попытка усидеть на двух стульях может очень плохо кончиться (особенно если Трамп останется в Белом доме, потому что ему не нравятся те, кто его не поддерживает).

Еще одной символической темой стали расходы на оборону. Литва выделяет два процента ВВП на военные нужды. Германия — меньше. В этом контексте Науседа отметил: "Говоря о военных расходах Германии, мы, без всякого сомнения, стремимся не кого-то поучить, а просто подчеркиваем важность солидарности НАТО. Поскольку НАТО — это не только права, НАТО — это и обязанности, и страны-участники должны о них помнить". Другими словами, в этом вопросе Литва больше на стороне США, чем Германии, которая не намерена увеличивать военные расходы просто потому, что этого хочет Америка.

Короче говоря, в споре Европы с Соединенными Штатами Вильнюс либо не поддерживает никого, либо больше поддерживает Вашингтон. И можно все более уверенно утверждать, что проамериканская политика Литвы в принципе не изменилась.

В заключение стоит отметить, что визит в Германию стал для Науседы первым серьезным испытанием на международной арене, поскольку на встрече с Меркель не было стольких точек соприкосновения, как с польским лидером. Экзамен президент Литвы сдал, позицию страны по различным вопросам (в том числе острым) зафиксировал. Проблема в том, что это была встреча партнеров, а не единомышленников (стратегических союзников). Другими словами, Литва остается иррационально проамериканским государством, что может снизить ее шансы на получение лучших условий при формировании новой финансовой перспективы ЕС.

Время для корректировки позиции еще есть, но его остается все меньше. Потом будут только болезненные последствия неправильного выбора.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.