В Сейме Литвы признали провал в ситуации с границей с Белоруссией и фурами

© Photo : Social media page of Таможенные органы БеларусиФуры на белорусско-литовской границе, архивное фото
Фуры на белорусско-литовской границе, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 15.11.2025
Подписаться
Литовский парламентарий считает странным, что власти страны "не подумали о возможной реакции" Минска на закрытие границы
ВИЛЬНЮС, 15 ноя – Sputnik. Президент Белоруссии Александр Лукашенко "издевается" над властями Литвы, которые заранее не предупредили свои транспортные компании о закрытии границы, считает глава оппозиционной партии "Союз Отечества — Христианские демократы Литвы" (СО-ХДЛ) и депутат Сейма Лауринас Касчюнас.
Ранее вице-президент Национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы Linava Олег Тарасов заявил, что у литовских перевозчиков не было возможности подготовиться к закрытию границы с Белоруссией. Он считает, что литовские власти должны были "четко заявить" о планах в одностороннем порядке закрыть границу и призвать перевозчиков вернуть свое имущество оттуда.
Грузовик, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 12.11.2025
Литва сделала это специально? Перевозчики высказались о закрытии границы
Касчюнас подчеркнул, что после принятия решения правительство должно было "не чинить проблемы, а информировать перевозчиков" заранее.
"В Литве есть две ассоциации перевозчиков, и вы звоните им и говорите: "У вас есть три дня, выведите все грузовики из Белоруссии, потому что мы закрываем границу". И затем закрываете границу. А теперь оказалось, что мы приняли принципиальное решение и отдали тысячу грузовиков режиму Лукашенко, который теперь над нами издевается", - передают его слова литовские СМИ.
Также он предупредил, что, по закону, если перевозчики заплатят за стоянку своих грузовиков белорусской компании, которая находится под санкциями, то их "придется наказать", поскольку они нарушат санкционные механизмы.
"Очень странно, что мы не подумали о возможной реакции [Белоруссии]. При моделировании первого шага нужно думать о том, как ответит оппонент. Мы этого не оценили", - пожаловался политик.
По словам Касчюнаса, военные могут сбивать воздушные шары и дроны с контрабандой лишь на 30 процентах приграничных территорий балтийской республики, поскольку остальные 70 процентов - густонаселенные.
"Это вопрос риска, ведь сбитый воздушный шар весом 25 килограммов падает со скоростью 200 километров в час, скажем, с высоты пяти-семи километров, то есть он может не только раздавить машину, но и убить человека", - напомнил он.
С учетом этого, считает депутат, надо начать "нормальную борьбу" с сетями контрабандистов в Литве.
"Где организаторы [контрабанды]? Где те, кто все это делает? Это нужно искоренить в первую очередь… В любом случае, сначала нужно подумать, что ты можешь сделать сами, а именно – зачистить сети контрабандистов. Это очень конкретная вещь, которую ты можешь сделать", - констатировал парламентарий.
Ранее генеральный секретарь Международного транспортно-логистического альянса (TTLA) Повилас Дрижас заявил, что власти Литвы должны общаться с перевозчиками напрямую, а не с помощью заявлений в СМИ. По его словам, публичные заявления в прессе о том, что власти могут закрыть границу, а также о том, что все литовские перевозчики вдруг перенаправят 800 грузовиков "куда-то уже не через Белоруссию, не определяют наши действия".
Он подчеркнул, что литовские перевозчики взяли на себя риски транзита через Белоруссию, однако они даже не предполагали и не оценивали риски, с которыми столкнулись со стороны собственного государства, которое закрыло границу.
Фуры на белорусско-литовской границе, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 13.11.2025
В Белоруссии будут штрафовать водителей из Литвы за фуры на обочине
При этом премьер-министр балтийской республики Инга Ругинене заявила, что власти "ничего не скрывали, говорили об этом открыто, и поэтому преувеличенный эмоциональный фон перевозчиков несколько несправедлив". По ее мнению, участники рынка, зная о "напряженных отношениях" балтийской республики с Россией и Белоруссией, могли бы самостоятельно "оценить риски" и "подготовиться" к таким событиям, как закрытие границы.
В то же время в Linava указали, что решение Вильнюса закрыть пункты пропуска на границе с Белоруссией должно было рассматриваться в качестве "временной меры безопасности", однако на деле эта ситуация обернулась для литовских перевозчиков "серьезной экономической блокадой". По данным организации, тысячи транспортных компаний несут миллионные убытки, а около 4,5 тысячи грузовиков и полуприцепов застряли в Белоруссии. В этих условиях в Linava призвали власти "взять на себя ответственность" за происходящее и "немедленно предпринять реальные, а не декларативные действия".
Фуры на белорусско-литовской границе, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 13.11.2025
"Счетчик крутится": перевозчики Литвы выставят счет за закрытие границы
При этом белорусские таможенники сообщили, что до возобновления литовской стороной "нормального движения" через пункты пропуска "Мядининкай" и "Шальничинкай" перемещение грузовиков с литовскими номерами через границу осуществляться не будет. Так, застрявшие в стране фуры будут находиться на спецстоянках на территории Белоруссии.

Скандал из-за метеозондов с контрабандой

Литва до конца ноября полностью в одностороннем порядке заблокировала движение автотранспорта через границу с Белоруссией. Работу прекратил пункт пропуска "Шальчининкай", а "Мядининкай" работает с серьезными ограничениями. По версии Вильнюса, решение было принято из-за массированных "налетов" метеозондов с контрабандой сигарет.
В ответ на это белорусские власти ограничили движение грузовых автомобилей с литовскими номерами белорусско-литовским участком границы, а позже ужесточили правила для зарегистрированных в Литве грузовиков. В итоге на границе двух стран застряли тысячи фур.
В МИД Белоруссии отметили, что Вильнюс таким шагом показал свое истинное отношение к европейским ценностям свободы передвижения людей и Минск "не несет ответственности за его [решения] негативные последствия, которые оказались многогранными – от проблем с грузовым транспортом до существенного ущерба, нанесенного не только белорусским гражданам и бизнесу, самой литовской стороне, но и гражданам третьих стран".
Премьер-министр Литвы Инга Ругинене, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 13.11.2025
Литва ждет "первого шага" от Минска в ситуации на границе, заявила премьер
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.
Лента новостей
0