Литва сделала это специально? Перевозчики высказались о закрытии границы

© Depositphotos.com / Oleg OkselenkoГрузовик, архивное фото
Грузовик, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 12.11.2025
Подписаться
Представитель индустрии заявил, что власти должны были рассказать о планах закрыть границу с соседней страной и призвать перевозчиков вернуть все свое имущество из Белоруссии
ВИЛЬНЮС, 12 ноя – Sputnik. У литовских перевозчиков не было возможности подготовиться к закрытию границы с Белоруссией, заявил вице-президент Национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы Linava Олег Тарасов.
Ранее премьер-министр балтийской республики Инга Ругинене заявила, что требования литовских перевозчиков открыть границу с Белоруссией "несправедливы" и объясняются "преувеличенным эмоциональным фоном". По ее мнению, перевозчики, зная о "напряженных отношениях" балтийской республики с РФ и Белоруссией, могли бы самостоятельно "оценить риски" и "подготовиться" к таким событиям, как закрытие границы.
Премьер-министр Литвы Инга Ругинене - Sputnik Литва, 1920, 12.11.2025
Могли бы и подготовиться: премьер Литвы ответила на претензии перевозчиков
В Linava опровергли заявление главы литовского правительства. Тарасов напомнил, что власти Литвы не дали никакого "четкого сигнала" о планах закрыть границу с Белоруссией на длительный срок.
"У нас не было возможности подготовиться. Мы успешно работаем на этих направлениях с 1990-х годов, а представители правительства утверждают, что предупреждением было то, что Служба охраны государственной границы ранее закрывала границу на несколько часов, но такие вещи не являются предупреждениями. Не было четкого сигнала", - передают его слова литовские СМИ.
Тарасов считает, что литовские власти должны были "четко заявить" о планах в одностороннем порядке закрыть границу с соседней страной и призвать перевозчиков вернуть свое имущество оттуда.
"Как может быть эмоциональной наша реакция, когда есть прямые финансовые потери и нам приходится платить огромные деньги за стоянку на белорусских парковках? Теперь нам приходится платить по 120 евро за каждую фуру в день, а компании, у которых там стоит по 10–20 фур, должны платить по 1000–2000 евро в день", - пожаловался он.
Он допустил, что литовские власти могли специально не предупредить перевозчиков о закрытии границы, чтобы они оставили свое имущество в соседней стране.
"Власти не знали, что там [в Белоруссии] много литовского имущества, или это вообще не учитывалось? Если нас не предупредили, может быть, это было сделано намеренно, чтобы литовский бизнес оставил там свое имущество?" – задается вопросом он.
Ранее Ругинене заявила, что граница с Белоруссией якобы "не была закрыта внезапно". По ее словам, власти "ничего не скрывали, говорили об этом открыто, и поэтому преувеличенный эмоциональный фон перевозчиков несколько несправедлив".
Фуры на трассе в лесу, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 11.11.2025
Перевозчики грозят протестами, если Литва не откроет границу с Белоруссией
В то же время в Linava предупредили, что перевозчики рассмотрят вариант выхода на акции протеста как в Литве, так и в Брюсселе, если власти балтийской республики не предпримут реальных действий по открытию границы с Белоруссией. Так, решение Вильнюса закрыть пункты пропуска на границе с Белоруссией должно было рассматриваться в качестве "временной меры безопасности", однако на деле эта ситуация обернулась для литовских перевозчиков "серьезной экономической блокадой". По данным организации, тысячи транспортных компаний несут миллионные убытки, а около 4,5 тысячи грузовиков и полуприцепов застряли в Белоруссии.
В этих условиях в Linava призвали власти "взять на себя ответственность" за происходящее и "немедленно предпринять реальные, а не декларативные действия".
При этом белорусские таможенники сообщили, что до возобновления литовской стороной "нормального движения" через пункты пропуска "Мядининкай" и "Шальничинкай" перемещение грузовиков с литовскими номерами через границу осуществляться не будет. Так, застрявшие в стране фуры будут находиться на спецстоянках на территории Белоруссии.
Глава МИД Литвы Кястутис Будрис - Sputnik Литва, 1920, 12.11.2025
Глава МИД Литвы обвинил Лукашенко в том, что он мешает открыть границы
В то же время президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Минск давно готов к открытию границы с Литвой. Он также напомнил, что именно Вильнюс решил закрыть границу и в этой ситуации "мяч на ее стороне". При этом белорусский лидер предупредил, что литовские фуры могут быть конфискованы, если "ситуация не изменится". Кроме того, он поручил МИД организовать переговоры с Литвой о возобновлении работы пунктов пропуска на границе.

Скандал из-за метеозондов с контрабандой

Литва до конца ноября полностью в одностороннем порядке заблокировала движение автотранспорта через границу с Белоруссией. Работу прекратил пункт пропуска "Шальчининкай", а "Мядининкай" работает с серьезными ограничениями. По версии Вильнюса, решение было принято из-за массированных "налетов" метеозондов с контрабандой сигарет.
В ответ на это белорусские власти ограничили движение грузовых автомобилей с литовскими номерами белорусско-литовским участком границы, а позже ужесточили правила для зарегистрированных в Литве грузовиков. В итоге на границе двух стран застряли тысячи фур.
В МИД Белоруссии отметили, что Вильнюс таким шагом показал свое истинное отношение к европейским ценностям свободы передвижения людей и Минск "не несет ответственности за его [решения] негативные последствия, которые оказались многогранными – от проблем с грузовым транспортом до существенного ущерба, нанесенного не только белорусским гражданам и бизнесу, самой литовской стороне, но и гражданам третьих стран".
Фуры на автостоянке, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 11.11.2025
Граница на замке: литовский транзит превратился в "литовский тупик"
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.
Лента новостей
0