"Счетчик крутится": перевозчики Литвы выставят счет за закрытие границы

© Photo : Social media page of Таможенные органы БеларусиФуры на белорусско-литовской границе, архивное фото
Фуры на белорусско-литовской границе, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 13.11.2025
Подписаться
Представитель индустрии подчеркнул, что литовские перевозчики даже не предполагали и не оценивали риски, с которыми столкнулись из-за собственного государства, заблокировавшего границу
ВИЛЬНЮС, 13 ноя – Sputnik. Власти Литвы должны общаться с перевозчиками напрямую, а не с помощью заявлений в СМИ, заявил генеральный секретарь Международного транспортно-логистического альянса (TTLA) Повилас Дрижас.
Ранее премьер-министр балтийской республики Инга Ругинене заявила, что требования местных перевозчиков открыть границу с Белоруссией "несправедливы" и объясняются "преувеличенным эмоциональным фоном". По ее мнению, участники рынка, зная о "напряженных отношениях" балтийской республики с Россией и Белоруссией, могли бы самостоятельно "оценить риски" и "подготовиться" к таким событиям, как закрытие границы.
Премьер-министр Литвы Инга Ругинене - Sputnik Литва, 1920, 12.11.2025
Могли бы и подготовиться: премьер Литвы ответила на претензии перевозчиков
В свою очередь Дрижас указал на проблемы с коммуникацией между правительством Литвы и перевозчиками.
"Когда коммуникация государства такова, что "перевозчики, вы должны были сами разобраться", мы говорим — мы действуем согласно действующему на сегодняшний день правовому алгоритму. <…> Публичные заявления в прессе о том, что мы можем закрыть границу, о том, что все литовские перевозчики вдруг перенаправят 800 грузовиков куда-то уже не через Белоруссию, не определяют наши действия", - цитируют его литовские СМИ.
Он подчеркнул, что литовские перевозчики взяли на себя риски транзита через Белоруссию, однако они даже не предполагали и не оценивали риски, с которыми столкнулись со стороны собственного государства, которое закрыло границу.
Фуры на автостоянке, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 11.11.2025
Граница на замке: литовский транзит превратился в "литовский тупик"
По его словам, вопреки сложившемуся в обществе или среди политиков мнению, литовские транспортные компании не занимаются торговлей с Белоруссией, а задействованы в транзите между странами Евросоюза и Средней Азии.
"Эти транспортные средства следуют транзитом через эту территорию [Белоруссии], они же не загружают российский или белорусский груз и не везут его в Литву…Туда [в Среднюю Азию] везут не просто какие-то поддоны с плиткой, а действительно [товары] мировых брендов, которые сейчас задают вопросы, и мы даем следующие ответы: это не мы, перевозчики, закрыли границу, но ситуация сейчас такая, давайте просто смиримся с этим", - указал Дрижас.
Сейчас, по его данным, перевозчики подсчитывают убытки из-за закрытия литовско-белорусской границы и будут добиваться их возмещения, хотя пока нет ясности, с кого именно нужно требовать компенсацию.
"У нас есть свои подсчеты [по убыткам], счетчик крутится – я пока не скажу, как и кому будет выставлен счет, но, наверное, понятно, что кому-то он будет выставлен. На этом, наверное, закончу – не скажу, правительству Литвы или белорусской стороне, наверное, вопрос о том, выставим ли мы вообще какой-то счет белорусской стороне только гипотетический", - заявил глава TTLA.
По его словам, правительство Литвы также должно было точно знать, сколько транспортных средств, зарегистрированных в стране, может застрять на границе. По данным организации, в настоящее время на границе с Белоруссией застряли 778 транспортных средств, зарегистрированных в Литве, 120 из которых принадлежат TTLA.
Ранее вице-президент Национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы Linava Олег Тарасов заявил, что у литовских перевозчиков не было возможности подготовиться к закрытию границы с Белоруссией. Он считает, что литовские власти должны были "четко заявить" о планах в одностороннем порядке закрыть границу с соседней страной и призвать перевозчиков вернуть свое имущество оттуда.
Премьер-министр Литвы Инга Ругинене, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 13.11.2025
Литва ждет "первого шага" от Минска в ситуации на границе, заявила премьер
Однако Ругинене считает, что граница с Белоруссией якобы "не была закрыта внезапно". По ее словам, власти "ничего не скрывали, говорили об этом открыто, и поэтому преувеличенный эмоциональный фон перевозчиков несколько несправедлив".
В то же время в Linava указали, что решение Вильнюса закрыть пункты пропуска на границе с Белоруссией должно было рассматриваться в качестве "временной меры безопасности", однако на деле эта ситуация обернулась для литовских перевозчиков "серьезной экономической блокадой". По данным организации, тысячи транспортных компаний несут миллионные убытки, а около 4,5 тысячи грузовиков и полуприцепов застряли в Белоруссии. В этих условиях в Linava призвали власти "взять на себя ответственность" за происходящее и "немедленно предпринять реальные, а не декларативные действия".
При этом белорусские таможенники сообщили, что до возобновления литовской стороной "нормального движения" через пункты пропуска "Мядининкай" и "Шальничинкай" перемещение грузовиков с литовскими номерами через границу осуществляться не будет. Так, застрявшие в стране фуры будут находиться на спецстоянках на территории Белоруссии.
Фуры на белорусско-литовской границе, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 13.11.2025
В Белоруссии будут штрафовать водителей из Литвы за фуры на обочине
В то же время президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Минск давно готов к открытию границы с Литвой. Он также напомнил, что именно Вильнюс решил закрыть границу и в этой ситуации "мяч на ее стороне". При этом белорусский лидер предупредил, что литовские фуры могут быть конфискованы, если "ситуация не изменится". Кроме того, он поручил МИД организовать переговоры с Литвой о возобновлении работы пунктов пропуска на границе.

Скандал из-за метеозондов с контрабандой

Литва до конца ноября полностью в одностороннем порядке заблокировала движение автотранспорта через границу с Белоруссией. Работу прекратил пункт пропуска "Шальчининкай", а "Мядининкай" работает с серьезными ограничениями. По версии Вильнюса, решение было принято из-за массированных "налетов" метеозондов с контрабандой сигарет.
В ответ на это белорусские власти ограничили движение грузовых автомобилей с литовскими номерами белорусско-литовским участком границы, а позже ужесточили правила для зарегистрированных в Литве грузовиков. В итоге на границе двух стран застряли тысячи фур.
В МИД Белоруссии отметили, что Вильнюс таким шагом показал свое истинное отношение к европейским ценностям свободы передвижения людей и Минск "не несет ответственности за его [решения] негативные последствия, которые оказались многогранными – от проблем с грузовым транспортом до существенного ущерба, нанесенного не только белорусским гражданам и бизнесу, самой литовской стороне, но и гражданам третьих стран".
Грузовик, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 12.11.2025
Литва сделала это специально? Перевозчики высказались о закрытии границы
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.
Лента новостей
0