Власти Литвы действуют как "холопы" в отношениях с Белоруссией, заявил депутат

© Photo : Lietuvos Respublikos Seimas / Olga PosaškovaГлава партии "Заря Нямунаса" Ремигиюс Жемайтайтис
Глава партии Заря Нямунаса Ремигиюс Жемайтайтис - Sputnik Литва, 1920, 08.11.2025
Подписаться
Также парламентарий предостерег кабмин от ограничения движения белорусских товаров по железной дороге, иначе уже Минск потребует компенсации от Литвы
ВИЛЬНЮС, 8 ноя – Sputnik. Власти Литвы действуют по принципу "холопа", который хочет причинить вред "хозяину", в ситуации застрявшими на границе с Белоруссией фурами, и в реальности наносят больший ущерб не "белорусскому режиму", а жителям самой Литвы и бизнесу, считает депутат Сейма Литвы, лидер коалиционной партии "Заря Нямунаса" Ремигиюс Жемайтайтис.
"Я думаю, это принцип крепостного крестьянина – навредить своему государству и своему народу, закрывая пограничные пункты пропуска и не разговаривая перед закрытием с бизнесменами, людьми, которые работали в Беларуси, в Казахстане, Таджикистане или где-либо еще, где раньше ходил транспорт", – приводят слова Жемайтайтиса литовские СМИ.
По оценке политика, Литва уже понесла "колоссальные потери", а "доверие к государству, наверное, упало до самого низкого уровня".
Литовский полицейский со знаком Стоп, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 06.11.2025
Литва послала себя на поклон к Белоруссии: можно наши грузовики проедут?
Как считает Жемайтайтис, при согласовании политического ответа на действия белорусского режима возникло "недопонимание" между министром иностранных дел Кястутисом Будрисом и премьер-министром Ингой Ругинене – министр якобы игнорирует пожелания премьер-министра вернуть застрявшие на границе фуры.
"Формируется очень интересный политический сценарий и политическое поле. Ближайшая неделя, вероятно, будет очень жаркой, посмотрим, кто прав в этой истории – премьер-министр или министр иностранных дел. Но я считаю, что позиция министра не должна отличаться от позиции самого правительства", – заявил глава "Зари".
Кроме того, Жемайтайтис прокомментировал субботнее заявление советника премьера Игнаса Добровольскаса о том, что кабмин может рассмотреть возможность "долгосрочного ограничения перевозок белорусских грузов железнодорожным транспортом через Литву в качестве дополнительной меры противодействия".
По мнению главы партии, маловероятно, что подобные меры станут эффективным ответом на сложившуюся ситуацию.
"Мы можем это запретить, но вопрос в том, чего мы этим добьемся", — считает он.
Также Жемайтайтис очень сомневается в эффективности заявления Добровольскаса о том, что Вильнюс поощряет застрявших в Белоруссии перевозчиков "собирать информацию о понесенных ими убытках", которая, после оценки правовых возможностей, "может быть взыскана" с Белоруссии или ее активов.
По оценке политика, Литва не будет иметь законной возможности требовать возмещения ущерба.
"Конституция этого не предусматривает, такой возможности нет, и нет способа требовать возмещения ущерба – это коммерческие отношения, а не государственные, поэтому, кто бы это ни предлагал, я бы посоветовал им подумать, на каком основании они хотят потребовать эти деньги от Белоруссии… Если вы планируете закрыть транспортировку этих белорусских товаров через пункт пропуска "Кена", получается, что Белоруссия также получит право требовать компенсацию от Литвы", – отметил он.

Скандал из-за метеозондов с контрабандой

Литва до конца ноября полностью в одностороннем порядке заблокировала движение автотранспорта через пункт пропуска "Шальчининкай" (с белорусской стороны "Бенякони"), "Мядининкай" ("Каменный Лог") работает с очень серьезными ограничениями. По версии Вильнюса, решение было принято из-за массированных "налетов" метеозондов с контрабандой сигарет.
В итоге на границе двух стран застряло около пяти тысяч фур. По оценке перевозчиков, общие убытки могут составить до миллиарда евро.
В МИД Белоруссии отметили, что Вильнюс таким шагом показал свое истинное отношение к европейским ценностям свободы передвижения людей, а кроме того, Минск "не несет ответственности за его [решения] негативные последствия, которые оказались многогранными – от проблем с грузовым транспортом до существенного ущерба, нанесенного не только белорусским гражданам и бизнесу, самой литовской стороне, но и гражданам третьих стран.
Государственный таможенный комитет Белоруссии считает парадоксом заявления властей Литвы о "блокировке" фур Белоруссией. Таможенники подчеркнули, что Минск не ограничивает выезд литовских фур через общую границу, а в сложившейся ситуации ответственность лежит на Вильнюсе.
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.
Фуры на трассе в лесу, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 08.11.2025
Поезда идут, а фуры стоят: в Литве перевозчики потребовали справедливости
Лента новостей
0