Литва послала себя на поклон к Белоруссии: можно наши грузовики проедут?

© Photo : KLAIPEDOS VPKЛитовский полицейский со знаком "Стоп", архивное фото
Литовский полицейский со знаком Стоп, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 06.11.2025
Подписаться
Скоропалительно закрыв последние два пункта пропуска на границе с Белоруссией, литовские правители уже через пару дней вспомнили о своих грузовиках и водителях, оставшихся за границей. Чтобы их вернуть домой, придется "поклониться" официальному Минску
О том, что Литва наглухо закрыла границу с Белоруссией, написали все европейские СМИ. Фото и видео президента Литвы Гитанаса Науседы и премьер-министра Инги Ругинене замелькали на всех европейских телеканалах. Вот она, всемирная слава! Вот как гордые и смелые литовцы врезали по зубам "режиму последнего диктатора Европы", который атаковал территорию НАТО "гибридным оружием" – воздушными шарами с пачками дешевых белорусских сигарет.

Кто виноват?

Но тут "тиран Лукашенко" тыкнул литовских чиновников ткнул носом в неувязочку. Он поручил силовикам провести расследование ситуации в приграничье. Выяснилось, что сигаретной контрабандой по воздуху занимаются не белорусы, а… граждане Литвы!
"[Белорусы] сказали: "Нет, Батька посадит, мы это делать не будем!" Закупили эти шары по интернету. И эти литовцы, поскольку наши не согласились, сами перебрасывали этими шариками сигареты в Литву. А в Литве принимали их ребята, которых они (власти) лишили заработка", - раскрыл схему контрабандистов-интернационалистов президент Белоруссии Александр Лукашенко.

Попутный ветер стих

И вдруг почти сразу после заявления белорусского президента попутный ветер из Белоруссии в Литву переменился, и метеозонды с тюками сигарет перестали угрожать безопасности полетов в Вильнюсском аэропорту.
"Принятые сейчас меры дадут эффект <...> – в последние дни воздушных шаров не было. Независимо от реакции белорусского режима, мы все равно хотим, чтобы жизнь продолжалась, и границы когда-нибудь снова были открыты", – заявил примирительно спикер Сейма Литвы Юозас Олекас.
"Пока я бы не осмелился сказать, что это [отсутствие шаров с контрабандой] является результатом успешной работы белорусских властей по предотвращению всех случаев контрабанды, это может быть просто переменой ветра", - солидарен с ним советник президента Литвы Дейвидас Матуленис.

Опасность в воздухе – проблемы на земле

А еще оказалось, что литовские управители необдуманным поступком с закрытием границы наказали своих же граждан и бизнесменов. В Белоруссии застряли несколько тысяч литовских фур, ежедневный простой каждой обходится примерно в 300 евро. Но в самом ужасном положении оказались те дальнобойщики, которые успели выехать из Белоруссии, но теперь их не пускают в Литву. Они уже несколько дней находятся на "ничейной полосе" без элементарных бытовых условий, без продуктов и топлива.
Премьер-министр Литвы Инга Ругинене, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 05.11.2025
Власти Литвы собираются договориться с Минском о возвращении грузовиков
"Белорусы их оформили, выпустили, а Литва закрыла границу... Люди в нечеловеческих условиях, потому что ни литовцы не пускают, ни белорусы. <…> Это и литовские перевозчики, и перевозчики из стран Средней Азии — узбеки, казахи, киргизы, таджики. Они стоят там, и мы не знаем, что с ними делать", - заявил вице-президент Литовской ассоциации автоперевозчиков (Linava) Олег Тарасов.

Ход конем от Белоруссии

Белорусы тоже решили не терпеть самоуправство от Литвы на границе. Минск запретил с 31 октября въезд и передвижение по белорусским дорогам всех грузовиков, зарегистрированных в Литве и Польше. Теперь пять тысяч фур и прицепов не смогут даже переехать с белорусско-литовской на польскую границу, на которой в ближайшее время Варшава планирует открыть два заблокированных ранее пункта пропуска. Таким образом литовские перевозчики из-за истерики Вильнюса попали в патовую ситуацию.
"Ситуация близка к катастрофе. <...> Все грузы могут забрать наши соседи и, скорее всего, заберут их, поскольку условия у них сейчас гораздо лучше. Если мы не откроем границу в ближайшее время, мы потеряем много грузов, а соответственно и весь логистический сектор, <…> мы подсчитали, что наш сектор будет терять около миллиарда доходов в год", - обрисовал мрачные перспективы Тарасов.

Похмелье после веселья

На фоне происходящего у литовских властей наступило горькое похмелье после славы в европейских СМИ.
"Большая группа находится <…> на пункте пропуска "Шальчининкай", там с белорусской стороны, в Бенякони. <...> Мы предполагаем, что транспортные средства смогут начать движение через этот пункт, поскольку они больше никуда не могут ехать. Там и водители, и прицепы. <…> На техническом уровне мы, скорее всего, передадим через наших пограничников сообщение о возможности использования именно "Шальчининкай" именно для этого транспорта. Посмотрим, как отреагирует Беларусь", — сообщил в четверг глава МВД Литвы Владислав Кондратович.
А накануне робкие шаги в сторону конструктива сделала и премьер.
Пункт пропуска Бенякони (сопредельный Шальчининкай) на границе Белоруссии с Литвой, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 06.11.2025
Литва хочет открыть пункт пропуска "Шальчининкай" для застрявших фур
"Было принято решение обратиться к Беларуси с предложением договориться о возвращении литовских грузовиков обратно домой <…> Этот процесс уже идет, соглашение в процессе, поэтому посмотрим, какими будут результаты, и мы приложим все усилия для того, чтобы литовские грузовики вернулись домой. Однако сама граница останется закрытой", – заявила Ругинене после заседания правительства в среду.

Поклонимся с гордостью

Получается, глава кабмина Литвы заявила, что "обратится к Минску", мол, водите в положение и разрешите литовским грузовикам вернуться домой, но мы при этом останемся гордыми и границу открывать не будем. И в целом, плевать нам на то, что десятки тысяч литовцев страдают из-за закрытия границы, а наша страна скоро вообще исчезнет с европейского рынка транспортных услуг.
В Linava уже подсчитали грядущие убытки. По информации ассоциации всего на рынке транспортных услуг задействовано около семь тысяч литовских компаний. Из-за блокировки границы перевозчики могут терять около 70 миллионов евро дохода в месяц, а весь логистический сектор Литвы может недосчитаться в районе миллиарда евро в год.
Ну а сколько налогов потеряет литовский бюджет? Пусть это попробуют подсчитать в Министерстве финансов. Пока же в Госконтроле Литвы уже предупредили, что "без дополнительных источников доходов грозит сокращение бюджета обороны".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Здание Министерства иностранных дел Белоруссии, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 06.11.2025
В МИД Белоруссии раскрыли подробности обращения Литвы по поводу фур
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.
Лента новостей
0