Без дотаций ЕС возить украинское зерно невыгодно, заявили в Сейме Литвы

© iStock.com / LightguardКомбайны высыпают зерно в грузовик
Комбайны высыпают зерно в грузовик - Sputnik Литва, 1920, 21.08.2023
Подписаться
В Сейме отметили, что для того, чтобы украинское зерно транспортировалось и было конкурентоспособным, нужны субсидии ЕС для транспорта, так как, чтобы этот товар добрался до Литвы, требуются большие затраты
ВИЛЬНЮС, 21 авг – Sputnik. Комитеты Сейма по экономике и сельскому хозяйству предложили активизировать транзит украинского зерна через территорию Литвы — создать зеленый коридор для зерна и получить субсидии ЕС для их перевозки.

"Зеленый коридор — чтобы продукция, произведенная на Украине, отправилась в мир. Второй этап — для того, чтобы зерно транспортировалось и было конкурентоспособным, нужно подумать о субсидиях ЕС для транспорта, потому что, пока этот товар добирается до Литвы, возникают большие затраты. Третье — профилактические покупки. <...> Сейчас некоторые компании так и делают: просто скупают и хранят. Тем самым оказывается помощь аграриям и экономике Украины", — заявил председатель Комитета экономики Казис Старкявичюс на пресс-конференции в понедельник после совместного заседания комитетов с представителями Аграрного совета Украины.

По словам главы комитета по вопросам села Виктораса Пранцкетиса, без финансирования ЕС перевозка зерна через Литву не выгодна с финансовой точки зрения.
"Без дотаций возить невыгодно и не окупится, поэтому полгода зерно и не перевозилось. Или перевозилось в очень малых количествах", — заявил он.
Транзит зерна через Украину сильно упал после того, как Польша и ряд других стран региона прекратили импорт украинского зерна, опасаясь падения цен на этот продукт. По словам Пранцкетиса, после применения обсуждаемых на встрече мер цены на зерно не упадут, литовские фермеры тоже не пострадают.
Собранную пшеницу пересыпают из грузовика в элеватор - Sputnik Литва, 1920, 16.08.2023
Лучше, чем ничего: в Литве рассказали о скромной помощи Киеву с зерном
"Дотации на транспорт, интервенционные закупки могли бы поддержать уровень цен и здесь, в Литве, без демпинга вниз и такими действиями не навредить литовскому сельскому хозяйству", — отметил глава комитета по вопросам села.
По его словам, в конце сентября или в октябре должно состояться заседание комитетов по сельским делам Верховной рады Украины, Сеймов Польши и Литвы, на котором будет обсуждаться транзит зерна.
"Я рад, что мы начинаем конкретизировать вопрос, включая ЕС. Потому что нам действительно следует избегать таких беспорядков, как это произошло в Польше", — отметил Пранцкетис.
Члены Украинского аграрного совета обратили внимание на то, что Украина не может экспортировать 30 миллионов тонн зерна.
"Мы хотим продавать свое зерно. Мы не просим денег, просто создайте условия, чтобы мы могли продавать, чтобы с тех денег мы могли платить налоги армии, народу, людям", — сказал после собрания член Украинского аграрного совета Сергей Шарапов.
Пшеничное поле - Sputnik Литва, 1920, 14.08.2023
В Литве озвучили список проблем с перевозкой украинского зерна
Председатель совета Андрей Дикун заявил, что украинское зерно больше всего застревает на границе с Польшей.
Он поддержал тезис, что субсидии нужны логистическим компаниям, потому что только тогда им будет экономически выгодно осуществлять транзит зерна.
"Жаль, но сегодня украинское зерно почти не пересекает границу с Польшей, в Польше не хватает инспекторов, вся логистика осуществляется очень долго. Мы хотим, чтобы зерно напрямую попадало в порты Литвы и Германии", — заявил Дикун.
"Мы могли бы везти два миллиона тонн, а перевозим только 500-600 тысяч тонн", — подчеркнул он.
В совете отметили, что 90 процентов зерна, произведенного на экспорт, проходило через Одесский порт. После его закрытия перевозки по альтернативным маршрутам стали дороже примерно на 50-70 долларов США за тонну, добавили там.
По словам Дикуна, скупка позволила бы контролировать цены на зерно на рынке.
"Даже при использовании дунайских портов большая часть этого зерна осталась бы у нас. Это означает, что это зерно будет чрезвычайно дешевым, и это исказит рыночную цену. Нашим решением для этого были бы интервенционные закупки — закупка зерна и хранение его на складах на Украине", — заявил он.

Прекращение зерновой сделки

Действие зерновой сделки прекратилось с 18 июля. Россия уведомила Турцию, Украину и ООН о возражении против ее продления.
После прекращения функционирования черноморской зерновой инициативы и сворачивания морского гуманитарного коридора все суда, которые следуют в акватории Черного моря в порты Украины, с 20 июля рассматриваются как потенциальные перевозчики грузов военного назначения и считаются вовлеченными в украинский конфликт на стороне Киева, сообщали в Минобороны РФ.
Президент РФ Владимир Путин ранее указывал, что условия сделки в отношении России не выполнялись, несмотря на усилия ООН, потому что страны Запада не намерены были исполнять обещания. Путин не раз отмечал, что Запад вывозил большую часть украинского зерна в свои страны, а главная цель сделки — поставки зерна нуждающимся странам, включая африканские — так и не была реализована.
Колосья, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 17.08.2023
Многоходовка с украинским зерном провалилась: как география подвела Литву
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.
Лента новостей
0