Онкобольные в Литве недовольны доступностью медуслуг, показал опрос

© Sputnik / Варвара Гертье / Перейти в фотобанкОперация по удалению злокачественной опухоли
Операция по удалению злокачественной опухоли - Sputnik Литва, 1920, 14.05.2023
Подписаться
Согласно опросу, пациенты вынуждены долго ждать очереди к специалисту, доплачивать за медуслуги, при этом зачастую сталкиваются с неэффективным лечением
ВИЛЬНЮС, 14 мая – Sputnik. В Литве половина онкологических больных недовольны доступностью медицинских услуг, и есть опасения, что в будущем ситуация ухудшится, сообщает Ассоциация по оказанию помощи онкологическим больным (POLA).
POLA поделилась данными последнего онлайн-опроса членов своего сообщества "Качество медицинских услуг, вовлеченность пациентов и их родственников". Всего в исследовании приняли участие 3579 респондентов (онкологических больных и их родственников).
Участникам опроса предложили оценить качество медуслуг в Литве по основным аспектам: качество (эффективность услуги, пригодность, непрерывность, безопасность), доступность (своевременность, доступность по финансам, охват) и ориентация на пациента (удобство, ясность услуги, приятное общение).
При оценке всех трех аспектов качества медицинской помощи респонденты чаще всего выбирали "четыре балла", то есть "хорошо". Больше всего положительных оценок (пять баллов — очень хорошо) были связаны с ориентацией на пациента, самые негативные (один балл — неудовлетворительно) относились к доступности услуг.
Покупатель в аптеке, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 19.04.2023
Глава Минздрава Литвы объяснил нехватку лекарств в стране
Сообщается, что пятая часть пациентов считает доступность услуг неудовлетворительной или частично удовлетворительной, каждый третий оценивает ее на тройку.
Именно недоступность услуг: их несвоевременное получение, недостаточный охват, недоступность по деньгам — является причиной негативных оценок качества медпомощи, которые находят отражение в отзывах пациентов.
"Я хотел лечиться в Литве, но первичного осмотра пришлось дожидаться три месяца, за это время успел сделать все анализы за границей и провести операцию, которая длилась 8,5 часа", — указал один из респондентов.
"Консультации специалистов недоступны, хотя возле кабинета пусто, так как не выкуплено платное время приема. Талоны к врачам могут появиться в любое время и лишь несколько, а это значит, что нужно "дежурить" в системе электронного здравоохранения", — пожаловался другой пациент.

"Я не получал должного лечения, предлагали только химиотерапию, которая в моем случае уже дважды была неэффективна, поэтому болезнь прогрессирует, я делал дорогие генетические анализы за свой счет, поэтому в конце концов выяснил, какое лечение необходимо. Применяется стандартное лечение по протоколу, и никого не волнует, что оно неэффективно, я не ожидал такого плачевного положения дел", — говорится в еще одной жалобе.

На вопрос, как пациенты оценивают изменение качества медуслуг, четверть (26 процентов) указали, что считают, что доступность помощи в последнее время ухудшилась, а еще столько же (24 процента) — что она была и осталась плохой. Даже при формулировании ожиданий по поводу доступности услуг участники опроса не были оптимистичны: треть (32 процента) считают, что она останется на нынешнем уровне, что не удовлетворяет половину пациентов, четверть (24 процента) убеждены, что в будущем ситуация ухудшится, и почти десятая часть (восемь процентов) не имеет никаких ожиданий.
Очередь к врачу - Sputnik Литва, 1920, 19.03.2023
В Литве решили выделить 33 миллиона евро на сокращение очередей к врачам
Оценивая изменения в системе здравоохранения, респонденты очень активно делились своими комментариями и наблюдениями — их предоставил каждый третий, и большинство из них было связано с очередями. Важно отметить, что людей беспокоит не только длительное ожидание между регистрацией и визитом, но и неудобный, плохо организованный, напряженный и неопределенный процесс регистрации.

"Чтобы попасть к онкодерматологу в онкологическом центре (в другое место не рекомендуют, потому что все равно туда направят) из-за возможного распространения рака, меня поставили в очередь на регистрацию. Я 188-й в очереди на регистрацию, очередь сокращается примерно на три за рабочий день. Надеюсь зарегистрироваться через несколько месяцев. Может, после регистрации очереди не будут больше, чем очередь на регистрацию. Смеяться или плакать?" — сетует один из участников опроса.

Часто в комментариях отмечают, что за медицинские услуги приходится доплачивать, кроме того, не улучшается ситуация с доступностью инновационных лекарств и современных исследований.
Директор POLA Неринга Чякене заявила, что наблюдения пациентов неудивительны — в ежегодных обзорах состояния здоровья в разных странах, подготовленных ОЭСР, отмечается, что в Литве только две трети (66 процентов) расходов на медуслуги финансируются из государственных средств, а оставшуюся треть покрывают из частных источников. В то же время в среднем в ЕС госсредства покрывают около 80 процентов расходов на медуслуги.
О том, что литовские онкобольные имеют меньше возможностей для получения современного противоракового лечения, свидетельствует и последний сравнительный анализ доступности инновационных препаратов. Согласно исследованию, за последние пять лет в Европейском агентстве лекарственных средств было зарегистрировано 46 инновационных препаратов для лечения онкологических заболеваний, из которых пациентам в Германии доступны 45 препаратов, в среднем по Европе — 23, а пациентам в Литве компенсируются только четыре инновационных онкологических препарата. В этом списке только Мальта занимает место ниже Литвы среди стран ЕС.
Психолог, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 07.05.2023
В Литве наркотики доступнее лечения от зависимости, считают эксперты
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.
Лента новостей
0