Начало конца: спасет ли Литву от консерваторов скандал с "Беларуськалием"
15:07 21.12.2021 (обновлено: 15:32 21.12.2021)
© Photo : Facebook / Tėvynės sąjunga - Lietuvos krikščionys demokratai (TS-LKD) / Kilimas ArtsГабриэлис Ландсбергис и Ингрида Шимоните
Подписаться
В контексте скандала с транзитом белорусских удобрений через Литву уже можно сделать первые системные выводы
У этой истории есть международный и внутренний аспекты. В первом случае ситуация простая – Литве нужно выбирать либо имидж, либо деньги. Во втором случае дело обстоит сложнее. Что происходит?
"А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо! Все хорошо!"
Министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис, сохранивший свой пост, сказал, что его удивили слухи о том, что транспортировка удобрений может продолжаться до 1 апреля следующего года. С другой стороны, нет быстрых решений, которые решительно остановили бы их транзит. Начали тянуть резину.
Премьер-министр Ингрида Шимоните заявила, что не будет спекулировать на сроках и что дальнейшие действия будут зависеть от Комиссии национальной безопасности, "которая изучает сделку". Последняя не торопится (хотя в сложившейся ситуации можно было бы и поторопиться, потому что политически все очевидно), как будто бы должна принять решение до конца года, но нет никаких гарантий.
В то же время Радвиле Моркунайте, староста фракции консерваторов в Сейме, сказала: "Прежде всего, меня удивляет заявление о том, что Литва терпит некоторый репутационный ущерб перед своими партнерами. Я не знаю, откуда у президента такая информация, потому что, насколько мне известно, наши союзники еще раз поблагодарили нас за нашу твердую позицию в отношении Белоруссии и за принципы демократии и верховенства закона".
В свою очередь, 17 декабря министр обороны Литвы Арвидас Анушаускас заявил, что во время своего визита в США он не получал никаких вопросов о транзите удобрений. Другими словами, если верить консерваторам, проблем с имиджем не существует, лишь небольшое недоразумение, которое разрешится. И вообще, как отметила Шимоните, "вообще не вижу здесь внешнеполитического вопроса". Все видят, а она не видит…
В итоге создается впечатление, что используются всевозможные отговорки, чтобы "заболтать" проблему, чтобы удобрения транспортировались как можно дольше, потому что это деньги. Такая позиция понятна, но это прагматизм, а не принципиальный ценностный подход. И чем дольше будут ехать удобрения, тем меньше у Литвы будет оснований, например, критиковать Германию за "Северный поток – 2", потому что это будет двуличие. Но давайте подождем еще немного – может, правительство исправится.
На фронте консерваторов без перемен
Что касается внутреннего аспекта скандала с удобрениями, то, пожалуй, главный вопрос – почему Шимоните решила оставить министров иностранных дел и транспорта (особенно министра иностранных дел) в правительстве? По логике вещей, ей было бы гораздо выгоднее уволить их по нескольким причинам.
Во-первых, таким образом они (а не премьер-министр, как сейчас) понесли бы ответственность за транзит удобрений. Во-вторых, если бы Шимоните согласилась с отставкой Ландсбергиса, она укрепила бы свои позиции по отношению к консервативной партии. В-третьих, не было бы такого острого конфликта между правительством и президентом, как сейчас.
Если говорить детальнее, то премьер-министр фактически спасла Ландсбергиса (руководители "Литовских железных дорог" и Клайпедского порта становятся козлами отпущения), в противном случае его положение как председателя партии стало бы незавидным, да и всю партию консерваторов, которая в противном случае столкнулась бы с проблемами в коалиции и была бы унижена в отношениях с президентским дворцом (последний, скорее всего, надеялся избавиться от неблагосклонного министра иностранных дел, который часто проводит собственную внешнюю политику, и преуменьшить значение консерваторов).
Теперь Гитанас Науседа назвал решение Шимоните не менять состав правительства поражением и поддержал создание парламентской комиссии по расследованию скандала с удобрениями, потому что "те, кому нечего скрывать, должны быть за такую комиссию" (но правящее большинство этого не допустило). А советник президента Аста Скайсгирите заявила, что глава "Литовских железных дорог" не должен становиться козлом отпущения и что вопрос о дальнейшей работе двух министров еще не решен.
Своеобразным ответом президенту (вероятно, с помощь консерваторов) стало обнародование переписки внешнеполитической группы президентского дворца со специалистами МИД, из которой следует, что летом дворец выступил против европейских санкций в отношении белорусских удобрений (президент назвал это "искаженной информацией").
А Шимоните заявила: "Я попытаюсь прокомментировать этично. Вероятно, было бы хорошо, если бы обвинениями в адрес министров в невыполнении санкций в Литве, которые наложены не на Литву, все же не разбрасывались люди, чьи взгляды на санкции ЕС, которые уже были прямо применимы к удобрениям "Белкалия", были менее жесткими. Поскольку я слышала замечания о некотором двуличии и двойных стандартах, было бы здорово, если бы это относилось и к себе самим".
При этом она прокомментировала и упреки советника президента: "На мой взгляд, в Конституции написано, кто решает вопросы, связанные с министрами. Эти вопросы решают премьер-министр и Сейм. Чтобы вопросы министров решались советниками президента, я нигде в Конституции не видела". Это очень строгий тон, который показывает большую напряженность в отношениях правительства с президентом, которая могла быть меньше, если бы Шимоните уволила двух министров.
Так почему же она решила спасти Ландсбергиса и консерваторов? Остается только догадываться. Первый вариант – есть что-то, что позволило партии заставить ее сделать это. Второй вариант – она согласилась, потому что теперь не будет ничем политически обязана партии. Третий вариант заключается в том, что теперь партия будет ей обязана. В любом случае аргумент консерваторов должен был быть очень весомым.
Наконец, как бы ни закончилась история с председателем Комиссии Сейма по иностранным делам Жигимантасом Павиленисом (которым недовольны и Шимоните, и Витаутас Ландсбергис), которая обострилась в контексте скандала с удобрениями, очевидно, что внутри консерваторов есть серьезные проблемы – когда фракция публично призывает его уйти, а он отказывается, это ненормально.
Подводя итог, можно сказать несколько вещей. Во-первых, правительство тянет резину в вопросе о прекращении транзита удобрений, и чем дольше это будет продолжаться, тем более кривым будет лицо ценностной внешней политики Литвы. Во-вторых, консерваторам каким-то образом удалось уговорить Шимоните оставить Ландсбергиса на посту, но у них все еще есть серьезные проблемы как снаружи (с президентом), так и внутри (с Павиленисом), и нет никаких признаков того, что их положение улучшится.
Однако в последнее время все чаще приходит в голову мысль: чем хуже будет консерваторам и чем раньше они уйдут из власти, тем лучше будет для Литвы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.