Русофобская инквизиция в Литве выбрала новую жертву. Это Римас Туминас

© Sputnik / Владимир ФедоренкоХудожественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас, архивное фото
Художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 17.11.2021
Подписаться
В русофобской Литве разразился новый скандал: литовский драматург и руководитель Вильнюсского малого театра Римас Туминас был публично осужден в СМИ, а также коллегами за свою "пророссийскую позицию"
Это осуждение было спровоцировано интервью Туминаса журналисту Первого канала России Владимиру Познеру, а точнее, мыслями драматурга, высказанными во время интервью. А именно: его сомнения по поводу того, что мы называем "советской оккупацией".
А поскольку "порядочный гражданин" в Литве, а особенно деятель культуры и тем более режиссер (а значит, руководитель культурной работы), не может публично ставить под сомнение эту догму, то наша "патриотическая" инквизиция практически сразу записала Туминаса в ряды "еретиков".
Усердно принялись выполнять волю этой инквизиции представители коллектива Малого театра, которые заявили о своем публичном дистанцировании от Туминаса. Об этом гласит текств литовских СМИ: "Высказывания на исторические и политические темы в Литве во время вышеупомянутого интервью – не позиция театра".
Очевидно, что перед нами случай карьеристского приспособленчества: разыгрывающие из себя "хорошеньких" сотрудники Малого театра осуждают коллегу, чтобы продемонстрировать свою лояльность правящей конъюнктуре. Одним словом, ничего особенного.
Новый карантин в Вильнюсе - Sputnik Литва, 1920, 06.10.2021
Это какая-то неправильная классика: жителей Литвы отрежут от цивилизации

Что такого сказал Туминас?

Тем не менее стоит спросить: что такого ужасного сказал Туминас, который подверг сомнению миф об "оккупации"? В чем его страшный грех? Ответ ясен, если прослушать интервью (доступно на YouTube).
Познер спрашивает Туминаса, как он относится к вопросу "оккупации": была она или нет? И, по мнению Туминаса, никакой "оккупации" в Литве не было и быть не могло, учитывая контекст того времени (то есть 1940-х годов). Более того, вместе мы – русские, литовцы и все советские народы – победили фашизм. При этом драматург не скрывал, что его отец Антанас был ветераном Великой Отечественной войны, принимавшим участие во фронтовых боях и во взятии Берлина.
На самом деле фактически ничего особенного. Ведь были и 16-я литовская дивизия, и красные партизанские отряды, которые сражались с гитлеровскими захватчиками. Это были литовцы, которые воевали в рядах Советской армии и часто умирали в борьбе против общего врага как советских народов, так и всего человечества – гитлеровского фашизм.

Русофобия – основа современной литовской идентичности

Но факты – это одно, а их интерпретация – совсем другое. А в Литве интерпретация, которая призвана представить русофобию и антисоветизм как неотъемлемые компоненты литовской национальной идентичности. И поэтому необходимо отрицать любую органическую связь литовского народа, литовскости в целом с Россией и русскостью, с Советским Союзом и советскостью.
На таких основах стоит нынешняя "историческая политика" Литовской Республики от 11 марта 1990 года. И если этой политике противоречат факты, тем хуже для фактов! С точки зрения авторов и исполнителей этой политики, они не имеют ни малейшего веса.
В связи с этим запрещается любое историческое обсуждение, вообще любое мнение, выходящее за рамки официальной русофобии и антисоветизма (это закреплено, например, в пресловутой статье 170-2 Уголовного кодекса республики). За это и такие санкции от "патриотов" в отношении Туминаса, даже не политика или публициста, а просто художника, не побоявшегося выразить иную (отличную от официальной) позицию на канале другой страны.
Памятник Пятрасу Цвирке в Вильнюсе, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 25.10.2021
Уничтожение советских памятников в Литве
Литва избавится от памятника советскому писателю, который ее прославил

Выводы

И что же? Вполне возможно, что возможности для дальнейшей карьеры Туминаса в Литве будут перекрыты, если он (как и многие другие) не согласится на публичное "покаяние". Однако это маловероятно – как по общей картине (Туминас – человек со своим мнением), так и по банальному обстоятельству, что драматург уже хорошо обосновался в "страшной", "диктаторской" России.
Разумеется, официоз, все прислужники и приспособленцы (и культурные, и политические) во дворце будут говорить о якобы ужасно грешном, "непатриотичном" и "нелояльном" руководителе Малого театра.
Однако тот факт, что в Литве нет мнений, политической свободы или плюрализма, если речь заходит об основных вопросах (таких как оценка имущественных отношений, геополитическое направление и советское прошлое), режет глаз гражданам, не растерявшим рассудок. Об этом свидетельствует и эпопея с Палецкисом, это показывает – хоть и в гораздо более скромных масштабах – и общественное осуждение Туминаса как "еретика".
А поскольку правда, как шило в мешке, всегда рано или поздно вылезает наружу, то атака "праведников" как Малого театра, так и наших системных СМИ на известного режиссера в конечном итоге только заставит все больше и больше слоев общества подвергнуть сомнению "истины", которые якобы так "грубо" отрицает Туминас.
И в этом смысле все нормально. Собаки лают, караван идет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Лента новостей
0