Реальность слишком неприятна: Литва выбрала мечты о США и думы о плохой РФ

© Sputnik / Наталья СеливерстоваМосковский Кремль, архивное фото
Московский Кремль, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 09.11.2021
Подписаться
Америка признала, что Россия и Китай уже являются ее равноценными конкурентами. Что это значит для Литвы?
Некоторое время назад генерал Марк Милли, председатель Объединенного комитета начальников штабов США, сказал, что мир превращается в трехполярный. Эти полюса – Америка, Россия и Китай. Все эти государства, по словам Милли, являются "великими державами".
Стоит отметить, что в 2014 году президент США Барак Обама заявил, что Россия является лишь "региональной державой", а тут такая смена мнений. И самое главное, на этот раз заявление сделал не политик, а высокопоставленный военный, который знает, о чем говорит.
В этом контексте также важно, что в списке Милли нет ЕС. Другими словами, американцы не рассматривают Европу как серьезный центр силы. А именно в Старом Свете находится Литва, которой (как и другим странам мира) стоит сделать выводы из слов генерала США.
Если полагаться на теорию международных отношений, Литва, как небольшое государство, должна искать поддержки у какой-то великой державы. Вильнюс выбрал уже давно – его главным ориентиром является Вашингтон. Но насколько значимо такое решение?
Во всяком случае, более или менее серьезные государства, пусть даже маленькие, стараются иметь хорошие отношения со всеми. Благодаря своему географическому положению и истории Литва могла бы стать настоящим экономическим и даже политическим мостом между Востоком и Западом, если бы действовала прагматично, а не искусственно создавала себе врагов. Однако она решила пойти по более простому пути: строго выбрать одну сторону баррикад – Запад, а точнее Америку.
Трубы для Северного потока - 2 - Sputnik Литва, 1920, 06.11.2021
Энергетика. LIVE
Пусть Россия спасает, а нам деньги нужны: как США "кинули" Европу с газом
Это понятно, но это не значит, что в данной ситуации необходимо полностью испортить отношения с теми, кто находится "за границей", тем более что Россия – сосед Литвы и, как выясняется, не региональная, а мировая сила. То же самое и с Китаем, который является далекой, но экономически важной страной, а теперь и мировой державой.
Что ж, допустим, что соседство и общая история для Литвы являются основанием не для более тесного сотрудничества, а для неизбежного и принципиального идеологического и геополитического противостояния с Россией. Но зачем на ровном месте создавать конфликт с Китаем – только потому, что этого хочет Америка?
Во время конференции ООН по изменению климата в Глазго президент Литвы Гитанас Науседа встретился с президентом США Джо Байденом, после чего сказал, что получил поддержку последнего в дипломатическом конфликте Литвы с Китаем.
"Сегодня нам действительно нужна как моральная, так и иная поддержка со стороны наших единомышленников. Это подтвердил американский президент, он следит за этой темой, и готовность США всемерно помогать нам гарантирована", – сказал Науседа.
В то же время он подчеркнул: "Литва не стремится провоцировать конфликт на ровном месте. Целью Литвы в основном является осуществление внешней политики суверенного государства, устанавливать культурные, экономические отношения с регионами и государствами, с которыми мы хотим это сделать, и эти действия никоим образом не ставят под сомнение политику единого Китая, которую мы провозгласили 30 лет назад и которой мы придерживаемся и сегодня".
В этих двух заявлениях вся суть внешней политики Литвы. Во-первых, Китай считает, что Вильнюс ставит под сомнение его территориальную целостность, а Литва так не думает. Однако, если кто-то хочет работать с Китаем, этот кто-то – по логике – должен думать как Китай. Между тем Литва, желая нормализовать отношения с Пекином, считает, что он должен мыслить так, как хочется ей. Чтобы понять такое поведение, нужен не политолог, а врач.
Во-вторых, Науседа говорит, что Литве нужна моральная и прочая поддержка Америки в конфликте с Китаем. Ключевое слово в данном случае – "прочая". В моральном плане Вашингтон всегда готов поддержать выгодную для себя чью-то внешнюю политику. Однако не было слышно, чтобы он, например, возместил работавшему с Китаем литовскому бизнесу убытки, которые тот понес из-за солидарности Литвы с США в их подходе к Пекину.
Но ничего такого – моральной поддержки Вильнюсу хватит. И все же Науседа, вероятно, не сказал Байдену, что Америка предает идеалы демократического мира и своих ближайших союзников, позволяя своим энергетическим компаниям продавать газ "плохому Китаю", в то время как в Европе, включая Литву, бушует кризис высоких цен на энергоносители.
В этом контексте очень хочется спросить: а поступал ли в последнее время на терминал СПГ в Клайпеде более дешевый газ из США? Треминал стабильно получает газ (из России в том числе), но чтобы Америка помогла одному из своих самых лояльных союзников, поставив СПГ по более низкой цене, не приходилось слышать (а в Литве вообще говорить о цене на газа, поступающий через терминал, считается моветоном).
Наконец, если уж Вильнюс решился пойти по пути конфронтации в отношениях с Россией и Китаем, стоит ли ему ориентироваться исключительно на Америку на Западе? Конечно, у Евросоюза много проблем, и ему не хватает единства. Но он платит деньги. Америка не платит денег. Может, она помогла вакцинами, когда они были очень нужны? Нет. Может, помогает решить проблему беженцев из Белоруссии? Нет. "Но она является гарантом нашей безопасности через НАТО", – скажут сторонники США в Литве. А насколько реальна "российская угроза"?
Люди у московского Кремля, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 09.11.2021
Жесткий урок русофобам: почему РФ должна устроить Литве "товарную блокаду"
Таким образом, Вильнюс сознательно рассорился с Москвой и Пекином, но от Америки практически никакой выгоды. Она только защищает от мистической "российской и китайской угрозы", а в последнее время еще и ослабла – это уже не единственная сверхдержава и даже не первая среди равных (не говоря уже о мнении, что она все больше похожа на Советский Союз на грани распада).
Литва не хочет думать об этой неприятной реальности, потому что тогда необходимо подумать и о том, как ответить на растущий вызов неопределенного будущего (где Америка может бросить Европу на произвол судьбы, потому что ей придется решать свои экзистенциальные проблемы). Поэтому геополитическая "зима" может прийти к ней неожиданно. Так, может, пора перестать политизировать и задуматься о том, как не погибнуть и найти гостеприимный порт в бушующем трехполярном океане?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Лента новостей
0