Мрак не уничтожить тьмой: зачем протестующие в Литве вспомнили о Холокосте
© Sputnik / Владислав АдамовскийМитинг у здания Сейма Литвы
© Sputnik / Владислав Адамовский
Подписаться
В вторник на митинге перед Сеймом против "паспорта возможностей" некоторые участники были одеты в костюмы, напоминающие одежду жертв Холокоста. То, что сейчас происходит в Литве, "напоминает" им о тех временах
Выступая со сцены, одна из организаторов митинга, педагог Астра Геновайте-Астраускайте пояснила, что похожая ситуация была, когда людей гнали в гетто. "Гестапо режима Ландсбергисов, а заключенных – нас, литовский народ – гонят в гетто", – повышенным тоном заявила она участникам митинга со сцены.
Использование символики трагедии еврейского народа во время митинга осудило посольство Израиля в Литве. Премьер извинилась за это. Заместитель посла Израиля в Литве Ади Коэн-Хазанов направил СМИ письмо, в котором осуждает использование символов Холокоста на этом митинге: "Мы осуждаем любое циничное использование памяти о Холокосте. Любое болезненное использование памяти жертв не в целях почитания их памяти, в образовательных целях или для борьбы с сегодняшним антисемитизмом недопустимо.
Около 80 лет назад нацистские немцы и их местные пособники зверски убили около 95 процентов литовских евреев после того, как были заключены в небольшие гетто и вынуждены были выживать перед лицом ужасных социальных ограничений и санкций. Использование этой болезненной и жестокой страницы прошлого по сравнению с сегодняшней общественной полемикой никоим образом не совместимо с уроками, которые мы должны извлечь из истории. Мы надеемся, что литовцы решительно осудят эти действия".
Еще перед митингом в литовском Facebook появились ассоциации с Холокостом. Во время и после митинга члены Литовской еврейской общины также поделились своими ассоциациями.
Выпускница Каунасского университета имени Витаутаса Великого Лина Клусайте описала свое состояние у себя в Facebook: "Если вы до сих пор считаете некорректным сравнивать запреты для тех, кто не привился, с геноцидом, то не думайте. Кого-то удивляет, что люди, защищаясь от несправедливости, раскрывают фашистскую риторику правящей группы, но это уже не риторика, а исторически повторяющаяся практика. Я сама испытала это на собственной шкуре, и это именно то, что я чувствую сейчас. И нет, это никакое "не таскание права человека по углам", а большая угроза человеческому достоинству и жизни".
"Значит, манипулируют не те, кто защищается, апеллируя к правосудию, а те, кто осмеливается так говорить и делает вид, что не замечают происходящего", – убеждена молодая жительница Каунаса.
Чтобы проиллюстрировать ситуацию, Лина Клусайте размещает в своем Facebook две картинки. На одной автобус, предназначенный только для "непривитых", на другой для сравнения — распоряжение № 9 бурмистраШяуляя от 2 августа 1941 года. Третий пункт гласит: "Еврейскому населению запрещено пользоваться всеми видами общественного транспорта, такими как такси, кареты, автобусы, пароходы и так далее. Все владельцы или арендодатели общественного транспорта должны размещать объявления с надписью "Евреям запрещено" на видном месте указанного транспортного средства".
Распоряжением № 9 поделилась и Инга Либерите, выпускница Каунасского технологического университета. Но без своих личных ассоциаций и комментариев.
Сергей Канович и Фаина Куклянски жестко отреагировали на эксплуатацию Холокоста.
Фаина Куклянски, председатель Литовской еврейской общины: "Сегодня толпа протестующих у Сейма носит звезды Давида, носит форму узников концлагерей и стоит за колючей проволокой. "НЕТ – гетто", – кричат, добавляя слово "непривитый". Означает ли это, что статистический литовец наконец осознал ужас Холокоста, начавшийся 80 лет назад, и трагедию, постигшую евреев Европы и Литвы? Является ли это способом признания великого зла, причиненного тысячам еврейских мужчин, женщин и детей? Означает ли это, что политика преследования, запрета и исключения евреев во время Второй мировой войны, наконец, осуждается?"
Куклянски не отвечает на свои риторические вопросы – она кричит: "Нет, кричу я, и кричит уцелевшая в Литве маленькая еврейская община. Нет, потому что люди возле Сейма собрались сегодня не для того, чтобы вспомнить и почтить память жертв Холокоста, а для того, чтобы использовать историю их страданий как аргумент против научного прогресса, как аргумент против вакцинации. Делается попытка превратить звезду Давида в аргумент против жизни, здравого смысла и общественной безопасности".
Фаина Куклянски пригласила сегодняшних "носителей" звезды Давида в Литве отдать дань памяти убитым евреям Литвы: "А вы, которые сегодня так смело гуляете по улицам Вильнюса со звездой Давида, в форме узников, протестуя против "гетто для непривитых", подойдите хотя бы к одному из почти трехсот гравийных карьеров возле литовских деревень и городов и почтите тех, кто действительно был отмечен, отделен и убит. Может, появится желание жить".
Поэт, переводчик, публицист Сергей Канович удивлен эпохе литовского невежества: "Странная эпоха образованных невежественных людей – объясните антисемиту с дипломом, что такое антисемитизм, объясните отрицателю геноцида, что такое Холокост; третий вообще пишет, что живет в период "радужного фашизма", не осознавая, что ему самому идеи национал-социализма не чужды. Объясните литуанисту, что оскорбительное слово из антисемитского бессмертного фольклора не является комплиментом, объясните доктору философских наук, что антиваксеры – это не "новые евреи".
В другом комментарии Сергей Канович, сын литовского писателя Григория Кановича, проживающий в Израиле, не винит и не корит, но заявляет, что они не понимают, что делают: "Я их не виню и не корю – они не понимают, что делают. Они не понимают, что такое Холокост, они не знают, что такое гетто, они не знают истории литовских евреев. Возможно, некоторые из них ненавидят евреев, хотя ни одного живого и не видели".
Сергею Кановичу неуютно из-за извинений: "Мне неуютно читать извинения друзей за "чужой стыд" из-за желтых нашивок на рубашках протестующих, из-за формы концлагерей, из-за сравнений с Холокостом". И объясняет, почему ему неловко. Вероятно, также из-за извинений премьер-министра Литвы Ингриды Шимоните: "Они не виноваты в том, что Холокост и евреи в Литве стали официальными речами на обязательных траурных мероприятиях, они не виноваты, если не знают, кто такой Виленский Гаон. Не их вина, что некоторые из них считают, что Виленский Гаон похоронен на кладбище Расу, что он родился в XIX веке. Им никто ничего не объяснил. И не объясняют".
"Мрак не уничтожить тьмой, – говорит Канович в своем Facebook и добавляет: – Вместо того чтобы извиняться за чужой стыд, давайте спросим себя, что мы сделали, чтобы уменьшить проявления этого стыда? И каждый должен спросить себя – политики и их избиратели. И те, кто извиняется, и те, кто в курсе, но молчат. Всегда молчат и умалчивают".
Сергей Канович напомнил о Панеряе: "Столько звезд Давида Вильнюс не видел с тех пор, как гнали евреев в Панеряй. Туда раз в год приезжают обязательные чиновники с обязательными дежурными траурными речами. <…> Мы сами виноваты в том, что в Литве эта тема превратилась в пустую, бессмысленную, не вызывающую эмпатии. Обесчеловечивание происходит не тогда, когда замечаешь, что сосед стал зверем. Это случается, когда замечаешь, но даже пальцем не шевельнешь, чтобы сосед оставался человеком. Холокост, 13 января, 11 марта превращаются в профанацию. Потому что мы не сопротивляемся этой профанации ни одним из данных нам демократией способов – даже словом, дорогие братья по перу. У нас есть другие, более важные дела. Мы только возмутимся, но никак не поможем вылечить болезнь. Нам только наши раны не нравятся, а не то, что их вызвало".
Комментарий премьер-министра Ингриды Шимоните на тему эксплуатации Холокоста был распространен во вторник вечером.
"Я приношу свои извинения тем, кто был оскорблен еврейской символикой, использованной некоторыми протестующими в сегодняшней акции перед Сеймом, и сравнениями с гетто времен нацистской оккупации, которые они проводили. Это недопустимая девальвация концепций, описывающих ужасные трагедии человечества.
Холокост связан со многими отмеченными смертью судьбами и одной из величайших трагедий в истории Европы. Текущие реальные и мнимые жизненные неудобства несравнимы с изгнанием, геноцидом, Холокостом или другими ужасными вещами, пережив которые люди и их близкие все еще живут с ранами в своих сердцах и душах.
Карантинные ограничения вводятся правительствами разных стран именно для защиты человеческих жизней, для чего необходима система здравоохранения, работающая на благо людей. Могу только сожалеть о том, что по случаю 80-летия Холокоста и советских репрессий появляются сравнения, оскорбляющие память людей, стоявших у расстрельных ям или смертельно замерзших у моря Лаптевых", – говориться в комментарии премьера.
Однако услышат ли и поймут ли те, кто сегодня в Литве превратил Холокост в профанацию, даже в шоу, слова Сергея Кановича, Фаины Куклянски, Ингриды Шимоните?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.