Объедки с польского стола: Литве не стоит надеяться на европейский газ
© Photo : Baltic Pipe ProjectГазопровод Baltic Pipe, архивное фото
© Photo : Baltic Pipe Project
Подписаться
Нынешняя обстановка на европейском газовом рынке складывается не в пользу нового трубопровода
ВИЛЬНЮС, 26 июн - Sputnik. Никита Чикунов. В Польше анонсировали скорый запуск газопровода Baltic Pipe. В Варшаве считают, что этот проект позволит стране отказаться от российского газа. Схожие ожидания есть и в балтийских республиках, рассчитывающих получать европейское "голубое топливо" через польскую территорию.
Почему строящийся газопровод не станет выгодной альтернативой российским поставкам для стран Балтии – разбирался Sputnik.
Полумифический проект
Официальный запуск строящегося магистрального газопровода Baltic Pipe намечен на октябрь 2022 года. Об этом в минувший вторник, 22 июня, сообщил глава Польской нефтегазовой компании (PGNiG) Павел Маевский.
Первоначальная идея проекта появилась еще в 2001 году. Она предполагала транспортировку норвежского газа через территорию Дании в Польшу по трубопроводу, проложенному по дну Балтийского моря. После пятилетних обсуждений строительство такой магистрали посчитали нецелесообразным, проект был заморожен.
Его "воскрешение" произошло в 2016 году – после того, как PGNiG не стала продлевать долгосрочный контракт на поставку газа с российским "Газпромом". Реанимировав проект, в Варшаве планировали получить достойную альтернативу газу из России.
В последующие годы масштаб Baltic Pipe продолжил расти. К первоначальным участникам – Польше и Дании – добавилась Литва. Из регионального проекта, призванного обеспечить газом польских потребителей, он превратился в стратегический.
Теперь Baltic Pipe задуман не как отдельный трубопровод, а как новый коридор газоснабжения на европейском рынке. Начало он будет брать от норвежских месторождений в Северном море, затем протянется до Дании – пройдет от одного побережья страны до другого - и по дну Балтийского моря дойдет до Польши.
Там, через сухопутное продолжение Baltic Pipe – интерконнектор GIPL между Литвой и Польшей (строительство началось в феврале 2020 года) – газ поступит на территорию балтийской республики. Планируется, что ежегодно через GIPL будет проходить до 2,5 миллиарда кубометров газа.
Вместе с тем, еще в 1970-х газовые системы трех балтийских государств, на тот момент еще советских республик, были объединены системой газопроводов "Сияние Севера". Таким образом газ, поступивший в Литву из Польши, можно легко переправить в Латвию и Эстонию по существующим трубопроводам.
Пропускная способность Baltic Pipe, как указывается на официальном сайте проекта, составит около десяти миллиардов кубометров газа в год (ровно столько же Польша закупает по контракту с "Газпромом").
Большие амбиции и большие проблемы
Амбициозный проект, характеризуемый европейской прессой в качестве главного конкурента "Северного потока - 2" (мощность российской трубы будет более чем в пять раз выше), нередко сталкивается с проблемами. Так, в начале июня этого года Дания отозвала экологическое разрешение, выданное Baltic Pipe в 2019 году. В результате уже заявленные сроки запуска трубопровода могут скорректироваться, обращает внимание аналитик информационно-аналитического агентства RUPEC Александр Собко.
Другой важный вопрос заключается в том, будет ли обеспечена полная загрузка магистрали, добавляет эксперт. В 2019 году польская госкомпания PGNiG забронировала 85% мощности Baltic Pipe – 8,5 миллиарда кубометров газа в год.
При этом собственных месторождений у PGNiG нет, поэтому компания скупает доли в газодобывающих проектах норвежской Equinor – одного из крупнейших поставщиков газа в Европе. Сейчас поляки участвуют более чем в 30 подобных проектах. Но в ближайшие годы Equinor не планирует наращивать добычу.
"У Норвегии есть хорошая ресурсная база, но нет актуальных планов по увеличению газодобычи, чтобы обеспечить полные поставки по Baltic Pipe. Вероятно, загрузка трубопровода будет меньше заявленной. Я думаю, ежегодно через него будут прокачивать примерно семь-восемь миллиардов кубометров", — считает старший эксперт Института энергетики и финансов РФ Сергей Кондратьев.
Нынешняя обстановка на европейском газовом рынке складывается не в пользу нового трубопровода, подчеркивает он. Доступные ресурсы газа для потребителей в Европе будут постепенно сокращаться из-за прекращения добычи на месторождении Гронинген в Нидерландах (изначальные запасы – 2,9 триллиона кубометров).
"Главный вопрос в том, будут ли поставки в Польшу привлекательны для Норвегии? Западноевропейский рынок, прежде всего Германия, наиболее ликвидный и предсказуемый для компаний, торгующих газом. Поэтому, как мне кажется, все имеющиеся объемы будут направлены именно туда", — предполагает Сергей Кондратьев.
Газовые "крошки" для Балтии
Балтийским странам не стоит рассчитывать на норвежский газ даже при условии полного заполнения Baltic Pipe, потому что объемы поставок покроют только половину внутреннего потребления в самой Польше (19 млрд кубометров по итогам 2020 года), объясняет Александр Собко.
"Запуск газопровода на полную мощность не говорит о том, что этот газ будет предназначаться для реэкспорта в Балтию. Мощность газопровода примерно соответствует объему импорта со стороны России. Baltic Pipe призван в первую очередь заменить российский импорт. К тому же прогнозы говорят о существенном росте спроса на газ в Польше из-за политики декарбонизации. В таком случае лишних объемов точно не останется", — говорит собеседник Sputnik.
Реэкспортировать газ Варшава сможет только в том случае, если сохранит импорт из России. Но тогда ситуация окажется парадоксальной – Польша будет закупать российский газ и одновременно перепродавать в Балтию дорогой норвежский, продолжает Александр Собко.
Сейчас ключевым поставщиком газа для балтийских государств остается Россия. По данным Евростата, в 2020 году Эстония закупила у "Газпрома" 0,3 млрд кубометров (внутреннее потребление – 0,42 миллиарда), Латвия – 1,6 миллиарда (потребление – 1,09 миллиарда), а Литва – 0,9 миллиарда (потребление – 2,43 миллиарда). Относительная независимость Литвы от поставок со стороны России не должна обманывать, уточняет Сергей Кондратьев. Российский газ в этой стране получают крупные промышленные потребители, не желающие переплачивать за СПГ.
"Вопрос цены всегда самый актуальный. Если Балтия готова платить больше, то они легко могут перейти на европейский газ. Пример Литвы в этом плане показателен. Крупные промышленные потребители хотят покупать газ из России и не переходят на сжиженный. Потенциально "Газпром" можно заместить почти полностью, только в этом случае промышленность прекратит свою работу, а населению придется существенно переплачивать", — подчеркивает он.
По словам экономиста, стоимость поставок норвежского газа будет привязана к ценам на одном из двух крупнейших европейских газовых хабах – британском NBP или нидерландском TTF – плюс транспортировка. В результате, идущее через Польшу "голубое топливо" может оказаться дороже российского на $50-70 за тысячу кубометров, отмечает Сергей Кондратьев.
Такое мнение разделяет и заместитель генерального директора российского Фонда национальной энергетической безопасности по газовым проблемам Алексей Гривач. "Норвежский газ будет дороже, учитывая плечо транспортировки. При нынешней конъюнктуре на спотовых рынках, он был бы дороже в 1,5-2 раза", — резюмирует он.
"Серая" схема Варшавы
Отсутствие у Польши и Дании ресурсной базы – достаточных запасов газа – вызывает большие сомнения в стабильности работы газопровода Baltic Pipe, рассуждает руководитель Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа имени Губкина Вячеслав Мищенко.
"Это напоминает ситуацию с Украиной. Киев хотел покупать российский газ и затем его перепродавать в Европу. На эту схему никто не пошел, ведь проще законтрактоваться с непосредственным владельцем объемов. Именно это мы видим по "Северному потоку – 2". Это прямые поставки от владельца ресурса до покупателя", — поясняет он.
С большей вероятностью страны-импортеры газа предпочтут более надежного поставщика. Для Балтии – это, безусловно, Россия, продолжает эксперт.
"Поставки из разряда "я куплю газ, потом по красивой трубе доставлю к себе и еще перепродам соседу" сильного интереса не вызовут. Если рассуждать со стороны потенциальных партнеров польских компаний, то я бы в такую схему не ввязывался", — резюмирует Вячеслав Мищенко.