Министр транспорта и коммуникаций Литвы Марюс Скуодис назвал политическим решение Белоруссии о переориентации грузов из Клайпедского порта на российские порты.
В пятницу Москва и Минск подписали межправительственное соглашение об организации сотрудничества в области перевозки и перевалки белорусских нефтепродуктов, предназначенных на экспорт в третьи страны, через российские морские порты. Документ предполагает перевалку белорусскими предприятиями более 9,8 миллиона тонн грузов в российских портах на Балтике в 2021-2023 годах.
В интервью Sputnik Литва политический аналитик Александр Носович отметил, что решение Минска является ответом на многочисленные предыдущие политические решения Литвы.
"Когда Литва называет президентом Белоруссии того человека, который ей нравится, то после этого жаловаться на политическую подоплеку экономических решений Минска не приходится. Когда Литва становится первой страной Евросоюза, которая требует экономических санкций против Белоруссии, и первой в Евросоюзе их вводит по политическим соображениям и с политическими требованиями, то какие после этого у нее могут быть претензии к встречным действиям Минска. Более того, Литва сделала начавшийся уход белорусских грузов из Клайпеды практически неизбежным, когда начала шантажировать этим Белоруссию. Дело же не только в нефтепродуктах", – отметил он.
По словам эксперта, в перспективе ближайших лет, если не месяцев из Клайпедского порта уйдут также древесные щепы, нефтехимия и другие белорусские товары.
Носович отметил, что, какими бы последствиями ни оборачивалась позиция Вильнюса, власти не отказывались от выбранного политического курса. Это доказывает в том числе ситуация с санкциями, которые Литва ввела против России в 2015 году.
"Литва тогда тоже не хотела говорить об экономических последствиях политики для самой с себя. Когда эти последствия наступили, то она [Литва] сперва пыталась это отрицать, а потом литовские власти стали показывать в Брюсселе свои боевые раны, крича, что Литва самая пострадавшая от санкций страна Евросоюза. И на этом основании Евросоюз должен дополнительно обеспечивать Литве финансовую помощь, то есть давать дополнительные дотации за ее принципиальную ценностно ориентированную внешнюю политику. То же самое будет с Белоруссией, они [власти Литвы] обанкротят Клайпедский порт, обанкротят "Литовские железные дороги" и будут гордиться тем, что зато они не отступили от своих принципов, и требовать за это компенсацию у Европы", – заключил он.