Но только не в Литве: в правительстве сомнений нет, у власти есть стратегия сдерживания России, разработанная и неоднократно усовершенствованная консерваторами. Ведь сейчас у власти "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы" (СО-ХДЛ).
Противникам вакцинации присвоен английский термин – антиваксеры. Звучит довольно современно и создается впечатление, что антиваксеры – это какое-то новаторское, свежее движение решительных людей.
Не на каждый вопрос человек способен найти рациональный ответ. Легче довериться логике толпы. Или послушать партийных людей, которые патриотически скандируют толпе: "Не стоит везти в Литву солнечный свет "Спутника". Такие действия консерваторов можно охарактеризовать как движение антиваксеров, которое, основываясь на плохо проверенной информации, порождает в обществе недоверие и страх. И еще больше осложняет работу медиков в борьбе за жизни людей.
Движения антиваксеров не новы, но почему они заметнее всего именно сейчас и вызывают проблемы? Как появились антиваксеры? Страх перед вакцинами так же стар, как и сами вакцины, он возникает каждый раз с изобретением новых вакцин. Возникает своеобразный цикл: новая вакцина вызывает новую волну сопротивления, которая со временем снижается, пока не будет изобретена новая вакцина.
Этот цикл был начат изобретателем первых вакцин Эдвардом Дженнером, который еще в конце XVIII века заметил, что люди, переболевшие коровьей оспой, приобретали к оспе иммунитет. Пытаясь доказать это, он проводил эксперименты со своими детьми, но получил не признание, а общественное возмущение и осуждение.
По мере того, как улучшались технологии вакцинации и вакцинация детей стала обязательной, отношение общества тоже менялось. Однако уже тогда создавались различные организации против вакцин. Поколение современных борцов с прививками появилось вместе с разработкой комбинированной вакцины MMR для защиты от кори, эпидемического паротита, краснухи.
В 1998 году британский врач Эндрю Уэйкфилд призвал к более глубокому исследованию возможных побочных эффектов этой вакцины. Однако независимые эксперты доказали, что одна юридическая фирма заплатила Уэйкфилду за то, чтобы он нашел любую причину, которая поможет скомпрометировать вакцину. С началом судебных процессов и удалением опубликованной статьи из научного журнала открылся и ящик Пандоры. СМИ воспользовались этой темой для лучшей читаемости и распространили призрак этого страха по всему миру.
Призрак страха перед вакциной "Спутник V" блуждает и по современной Литве. В виде русской силы. Как угроза национальной безопасности Литвы. Сомнения в безопасности и эффективности российской вакцины против коронавируса "Спутник V" начали рассеиваться спустя шесть месяцев, когда данные ее клинических испытаний были опубликованы в британском научном журнале The Lancet.
Главный дипломат Европейского союза (ЕС) Жозеп Боррель назвал "Спутник V" хорошей новостью для человечества. Германия и Франция не исключают возможность приобретения этой вакцины. Литва стала первой страной в Европейском союзе, объявившей, что не будет покупать вакцины, несмотря на решения регулятора фармацевтического рынка.
Премьер-министр Ингрида Шимоните объявила, что Литва не будет покупать "Спутник V", даже если ее разрешат использовать в Европейском союзе. Министр иностранных дел, председатель консервативной партии Габриэлюс Ландсбергис заявил, что "Спутник V" не принесет в Литву солнечного света. Прислушался к совету почетного председателя консерваторов Витаутаса Ландсбергиса?
Однако бывший министр здравоохранения Аурелиюс Верига считает, что, если Литве все же не хватит западных вакцин, стране следует задуматься о покупке "Спутника V". Даже если это будет крупное политическое поражение. "Если это будет вопрос жизни и смерти, я думаю, страна должна отнестись к этому очень серьезно", – сказал Верига.
Верига не уточнил, кто потерпит политическое поражение – литовский народ или СО-ХДЛ. Но ведь и они тоже люди…
Между тем депутат, консерватор, председатель Комиссии Сейма по иностранным делам Жигимантас Павиленис отвергает даже такое предположение: "У нас достаточно вакцин, достаточно мозгов, инфраструктуры и институтов, чтобы обеспечить трансатлантическое единство и безопасность наших собственных граждан".
В прямом эфире Верига призвал Павилениса не путать науку и политику. В ответ Павиленис заявил, что некоторые политики в Литве "так узко смотрят на определенные вопросы, что не видят всего контекста": "Поймите, дорогие, <...> Россия вначале завоевывает наши умы. А когда наши умы завоеваны, наступает время для территорий. Давайте не будем этому поддаваться". "Главный инструмент Кремля – разделять и править нами. Не только территориально – но и в наших умах", – гнул свое консерватор Павиленис.
Бытует мнение, что нынешние сомнения относительно вакцинации от COVID-19 не имеют ничего общего с движением против вакцинации, что это просто совпадение, потому что некоторые люди никогда не вакцинировались и не болели. Однако все можно объяснить так называемым принципом коллективного иммунитета.
Согласно этой теории, критическая масса вакцинированного населения в сообществе благодаря иммунитету предотвращает дальнейшее распространение болезни и таким образом защищает часть населения, которая по какой-то причине не может самостоятельно позаботиться об иммунитете. Проблема возникает, когда эта критическая масса уменьшается, потому что иммунитет всего сообщества также снижается, или когда носитель болезни попадает в другое сообщество, у которого нет иммунитета. Так один человек может вызвать эпидемию.
Таким образом, растущий успех антиваксеров в поощрении людей не вакцинироваться ведет к еще большим эпидемиям. Заболевания могут быть запрограммированы не только нами, но и партийными убеждениями окружающих нас людей. Поэтому, прежде чем бороться с мнимой угрозой национальной безопасности Литвы, необходимо подумать обо всем населении Литвы. Вакцинация российской или другой вакциной может спасти жизнь человека независимо от его национальности или гражданства. Даже независимо от его партийной принадлежности.
Семь лет назад СО-ХДЛ накануне 16 февраля представил план сдерживания России. В документе, названном мягкой стратегией сдерживания России, предлагался более жесткий контроль над литовскими СМИ и бизнесом, зависящими от интересов России, сокращение российской продукции на литовском телевидении и удаление идеологических произведений советской эпохи из общественных пространств республики. Плана все еще придерживаются. Сейчас сдерживается вакцина "Спутник V".
Годом позже по инициативе СО-ХДЛ состоялась дискуссия "Политическая стратегия сдерживания России в регионе Балтийского моря". На дискуссии был представлен меморандум "Политическая стратегия национальной безопасности Литвы: стратегия сдерживания России в Балтийском регионе", подготовленный Андрюсом Кубилюсом, Аудронюсом Ажубалисом, Расой Юкнявичене, Лауринасом Касчюнасом, Жигимантасом Павиленисом и Эмануэлисом Зингерисом.
Затем, представляя меморандум, Ажубалис отметил, что меморандум является документом политической операции. "Потому что текущая стратегия внешней политики Литвы – плыть вниз по реке", – отметил тогда Ажубалис.
Мистер Ажубалис так и остался на берегу в тени. На политическую сцену вышел Габриэлюс Ландсбергис. Внук почетного председателя консервативной партии Витаутаса Ландсбергиса. Габриэлюс сейчас является министром иностранных дел Литвы. Не Ажубалис. Габриэлюс Ландсбергис теперь является капитаном литовской внешней политики. И, не уклоняясь, ведет литовский корабль по курсу, заданному дедом.
Правда, в искаженном виде. А как еще назвать движение консервативных антиваксеров против вакцины "Спутник V"?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.