ВИЛЬНЮС, 11 фев – Sputnik. Жители Литвы больше всех в Балтии ощущают негативные последствия удаленной работы, в то время как эстонцы настроены наиболее позитивно. Об этом говорится в исследовании Swedbank.
Предполагается, что различному влиянию удаленной работы на производительность и личное благополучие в значительной степени способствовали опыт удаленной работы, полученный до пандемии, а также разные карантинные ограничения в странах Балтии.
"Тенденция к переходу на частично удаленную работу была заметна еще до пандемии. Правда, ситуация в странах Балтии отличалась. По данным Eurostat, в Эстонии еще до пандемии пятая часть работающих людей хотя бы изредка работала из дома, но в Литве и Латвии эта доля составляла всего пять процентов", – сообщила экономист Грета Илеките.
По ее словам, пандемия COVID-19 изменила ситуацию практически мгновенно.
Для каких сотрудников удаленка наиболее сложна
Экономист Swedbank отмечает, что в контексте пандемии COVID-19 сотрудников можно разделить на несколько категорий в зависимости от характера их деятельности и способности выполнять свою работу.
"Первая группа – это те рабочие и секторы, которые из-за ограничений, наложенных карантином, вообще не могут осуществлять свою деятельность. Также существует четкая группа "необходимых работников" – медработники, работники продуктовых магазинов, курьеры. Третья группа – удаленные работники, которые могут заниматься своей деятельностью, не находясь на работе, то есть удаленно", – рассказала Илеките.
И хотя последняя группа работников, способных трудиться удаленно, часто определяется как испытывающая меньше всего проблем, связанных с пандемией, опрос, проведенный Swedbank, показал, что это не всегда так.
"В связи с внезапным и радикальным изменением методов работы люди, работающие удаленно, сталкиваются с проблемами личного благополучия и продуктивности. Часто пытаются компенсировать потерю производительности за счет более продолжительной работы, балансирования между работой по дому и рабочими обязательствами, а границы между работой и домом часто исчезают", – заявила экономист.
Эстонцы остаются самыми позитивными, литовцы – самыми пессимистичными
Согласно данным опроса, хотя тенденции в области удаленной работы в странах Балтии схожи, есть также очевидные различия. Было замечено, что эстонцы видят больше преимуществ удаленной работы и сталкиваются с меньшими трудностями, чем сотрудники в Литве и Латвии.
"Эстонцы реже сообщали о снижении личной продуктивности и чаще указывали на повышение удовлетворенности работой. Более того, только треть респондентов в Эстонии сообщили, что работают дольше. Для сравнения, 44 процента жителей Литвы указали, что работают дольше, в Латвии эта доля работников достигает 41", – рассказала Илеките.
Исследование показало, что те работники, которые сообщали о положительном влиянии работы на дому на свое личное благополучие, чаще всего сообщали о снижении уровня стресса, связанного с работой, и повышенном удовлетворении. Эстонские работники также чаще говорили о положительных изменениях в самочувствии, а люди, работающие в Литве, чаще сообщали о негативном влиянии удаленной работы – снижении баланса между работой и личной жизнью и повышенном уровне стресса.
"Однако негативный опыт удаленной работы чаще упоминали те сотрудники, которым после закрытия школ и детских садов пришлось совмещать уход за маленькими детьми со своими рабочими обязанностями. Поэтому разные карантинные ограничения в странах Балтии также диктовали различия. Например, в Эстонии, где были открыты школы и детские сады, сотрудники гораздо реже сообщали о трудностях совмещения работы, ухода за детьми и дома", – отмечает экономист Swedbank.
Коронавирус в Литве
В республике с 7 ноября действует карантин. Последний раз власти продлили его до конца февраля.
По последним данным, в Литве за все время пандемии выявлено более 189 тысяч случаев коронавируса, более трех тысячи человек скончались.