Похоже, она его теряет. Литве пора думать о жизни без белорусского транзита

CC BY 2.0 / Julian-G. Albert / Клайпедский порт, архивное фото
Клайпедский порт, архивное фото - Sputnik Литва
Подписаться
"Белорусская нефтяная компания" (БНК) ограничивает сотрудничество с Литвой, и, похоже, это только начало серьезных проблем Вильнюса

Литва – один из главных сторонников усиления давления (ужесточения санкций) на белорусский "режим". Александр Лукашенко пригрозил ответить экономически. Вильнюс услышал его слова, но политики не изменил – демократия не выменивается на деньги… А если серьезно, то тому есть две причины.

Клайпедский нефтяной терминал, архивное фото - Sputnik Литва
Перевозчик из Литвы потерял контракт с "Белорусской нефтяной компанией"

Во-первых, Литва на постсоветском пространстве реализовывает позицию западных "ястребов", суть которой – борьба с Россией, а "демократизация" Белоруссии – один из элементов этой игры. Другими словами, если партия в Вашингтоне прикажет, комсомол Литвы не сможет отказаться.

Во-вторых, Литва всегда свято верила в то, что угрозы Лукашенко отказаться от транзита нефти и удобрений через Клайпеду и объяснение, что, "конечно, это будет немного невыгодно для нас, но мы можем договориться с россиянами по тарифам, и они все равно выиграют от объемов перевалки наших грузов", – пустословие, потому что это было бы очень невыгодно для Белоруссии, а деньги считать Батька умеет.

Как заметил бывший министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс, "белорусская экономика находится на грани полного коллапса в настоящий момент. Там действительно большой кризис, и все, что они говорят или делают, нужно очень внимательно рассматривать, потому что все обернется бумерангом, в первую очередь для них самих. Возможно, пострадают и другие, но гораздо больший ущерб будет нанесен стране, которая действительно переживает особый кризис. В данном случае не только политически, но и экономически. Поэтому то, что говорится, и то, что претворяется в жизнь, как показывает практика, не всегда совпадает".

Нельзя сказать, что такая позиция полностью необоснованная, но с тех пор белорусская экономика не разрушилась. Более того, один за другим посыпались неприятные для Литвы сюрпризы.

Изначально "дочка" БНК временно приостановила экспорт нефтепродуктов через терминал Klaipėdos nafta. Коммерческий директор компании Миндаугас Навикас тогда сказал, что существует реальная вероятность того, что белорусские грузы не будут доставлены в Литву и поэтому необходимо готовиться к различным сценариям. "Мы понимаем, что решения клиентов, скорее всего, будут продиктованы не экономической, а политической логикой, которую мы не можем контролировать", – сказал Навикас.

Позже стало известно, что БНК не продлила долгосрочный контракт с литовской железнодорожной компанией LTG Cargo, которая перевозила ее нефтепродукты в Клайпедский порт. В этом контексте генеральный директор LTG Cargo Эгидиюс Лазаускас заявил, что в настоящее время на рынке грузоперевозок существует большая неопределенность и поэтому каждый груз важен для компании. При этом он отметил, что "цепочка перевозки белорусских грузов создает экономический эффект не только для нас, но и для других компаний".

Танкер и рабочий кран в порту Клайпеды - Sputnik Литва
Новак назвал возможные сроки ухода белорусского экспорта из Литвы в Россию

Ну и на десерт. По словам вице-премьера России Александра Новака, вполне реально, что в 2021 году начнется экспорт белорусской нефти через российские порты. Заместитель министра транспорта России Юрий Цветков подтвердил, что Москва и Минск сейчас обсуждают переадресацию белорусских грузов в российские порты. Кроме того, он отметил, что к 2022-2023 годам транзит российских товаров через порты Балтии должен быть сведен к минимуму.

Как говорится, один раз – случайность, второй – совпадение, а третий – тенденция. "Великие" литовские геополитики могут долго убеждать себя, что Лукашенко никуда не деться, но факты показывают, что ситуация с белорусским транзитом через Литву меняется в сторону, неблагоприятную для ее бизнеса (и бюджета).

Конечно, можно сказать, что потеря белорусского нефтяного экспорта не катастрофа, но, как уже было отмечено выше, бизнесмены так не считают. Более того, сегодня нефть, а завтра и белорусские удобрения могут распрощаться с Литвой. Конечно, с последними все сложнее, но если в Белоруссии и России будет политическая воля (вроде бы есть), а давление Запада (в том числе Литвы) на Минск усилится, то потеря Клайпедским портом продукции "Беларуськалия" – это лишь вопрос времени (особенно если к этой компании также будут применены санкции).

Таким образом, страны Балтии в целом и Литва в частности целенаправленно наносят ущерб отношениям с Россией и Белоруссией, в результате чего сами страдают экономически. Возможно, спасут другие рынки, но это не меняет сути – зачем создавать дополнительные проблемы с государствами, конструктивные отношения с которыми могут принести значительную экономическую выгоду?

Порт Калининград, архивное фото - Sputnik Литва
У РФ на Балтике есть все, чтобы забыть о транзите Латвии, заявил сенатор

Потому что это нужно Америке? Так она от этого много не теряет. Германия критикует Москву, но не отказывается от проекта "Северный поток – 2". Даже Латвия пытается как-то получить дешевую островецкую электроэнергию. А Литва продолжает с энтузиазмом пилить экономический сук, на котором сидит. В этом, конечно, нет ничего нового, но теперь ясно, что вера в то, что "нам за это ничего не будет", была необоснованной. Однако даже это вряд ли изменит внешнюю политику Литвы в отношении России и Белоруссии.

Первый пункт: Америка всегда права. Второй пункт: если Литва несет убытки из-за реализации ее интересов, смотреть пункт первый.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0