11 декабря (28 ноября по старому стилю) православная церковь отмечает память святителя Феодора Ростовского.
Святитель Феодор, в миру Иоанн, был сыном Стефана, который приходился братом преподобному Сергию Радонежскому. Точная дата его рождения неизвестна. Семья его была известна в Радонеже своим благочестием и глубокой верой.
Рано лишившись матери, мальчик некоторое время находился при своем отце, принявшем монашество. Стефан пришел вместе с 12-летним мальчиком в монастырь к Преподобному Сергию, который благословил отрока на пресвитерский сан. В монастыре будущий святитель обучался греческому языку, иконописанию, много читал.
Рождественский пост 2020: когда начинается, как питаться, что нельзя делать >
Проведя в стенах Троицкого монастыря около 22 лет, Феодор захотел организовать особую общежительную обитель. Когда молодой подвижник открыл духовному отцу свое желание, тот поддержал его и благословил избрать место для новой обители.
По благословению преподобного Сергия на берегу реки Москвы, на месте, называемом Симоново, святой Феодор построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и основал обитель. Вскоре монастырь стал привлекать множество народа.
Своей добродетельной жизнью и строгим подвижничеством святой Феодор приобрел известность в Москве и стал доверенным лицом великого князя Дмитрия Донского, который часто поручал ему важные церковные и государственные дела.
В 1388 году преподобный Феодор в очередной раз отправился в Константинополь по делам церковным, а вернулся в Россию уже в сане архиепископа Ростовского. В течение непродолжительного управления Ростовской епархией святитель Феодор основал в Ростове женский монастырь в честь Рождества Богородицы.
Святитель также занимался иконописью и за свою жизнь написал множество икон, в том числе образ преподобного Сергия Радонежского. После пятилетнего управления епархией 28 ноября 1394 года он скончался и вскоре был прославлен в лике святых. Мощи его находятся в Ростовском Успенском соборе.
Также православная церковь почитает память мученика Иринарха Севастийского, который в юном возрасте был палачом при мучениях святых мучеников, однако затем уверовал в Христа и раскаялся в содеянном.
В народе этот день называли Сойкиным. В этот день люди слушали воду, чтобы получить предсказания о будущем и узнать, можно ли ожидать успеха в делах. Если из колодца доносилось позвякивание и плеск, то можно было ожидать денежной прибыли, а вот если вода молчала, то скорого богатства ждать не стоило.
Кроме того, в Сойкин день можно было погадать на монетках. Для этого в большой сугроб бросали горсть монет, а затем доставали их оттуда одну за другой. Если первой попадалась самая крупная из брошенных монет, можно было рассчитывать на удачу в делах, а если самая мелкая, то не нужно было ждать дохода.
Кроме того, славяне старались увидеть сойку и даже ходили специально для этого в лес. Эта птица считалась вещей. В старину верили, что у этой птицы на крыльях есть зеркальца, в которых можно увидеть будущее. Если сойка прилетала к окну и начинала кричать, то это считалось особенной удачей и предзнаменованием счастья и успеха.