День выборов в Америке прошел, но вопросов по-прежнему больше, чем ответов. С другой стороны, уже можно сделать несколько фундаментальных выводов относительно особенностей американского политического процесса.
Во-первых, как в 2016 году, рейтинги не отражали реальной ситуации. В соответствии с ними "сонный Джо" мог спокойно продолжать спать, так как все опросы гарантировали ему победу. Однако реальность иная – кандидаты в Белый дом идут нога в ногу, и все решается даже не сотнями, а десятками тысяч голосов. Вопрос в том, почему снова то же самое? Есть несколько вариантов.
Первый: американцы не умеют проводить социологические опросы. Это чушь, потому что они делают их очень профессионально. Второе возможное объяснение состоит в том, что социологи были на стороне Байдена и намеренно либо просто лгали, либо проводили опросы, чтобы получить желаемый результат, что технически реально. Третий вариант: респонденты солгали, отвечая на вопросы, потому что не желали раскрывать свое истинное мнение.
Если выбирать один из этих вариантов, истина будет где-то посередине между вторым и третьим. Предвзятость некоторых социологов, безусловно, неоспорима, и то, что американцы сегодня боятся говорить о своих политических предпочтениях, тоже факт: если являешься сторонником Трампа и не поддерживаешь BLM ("Black lives matter"), можно не только рассориться с друзьями и родственниками, но и потерять работу. То, что такое происходит в стране, которую всегда называли оплотом свободы слова, просто прискорбно.
Второй важный вывод: Трамп столкнулся, мягко говоря, с большим сопротивлением со стороны так называемого глубинного государства. Это и импичмент на пустом месте, и обвинения в неисполнении решений (например, о выводе войск из Сирии), и критика большинства СМИ, и цензура в соцсетях (два последних момента также подтвердили, что в Америке большие проблемы со свободой слова). А BLM — это вообще игра без правил.
Однако Трампу все же удалось не проиграть (по крайней мере пока), и в этом месте хочется вспомнить литовских "крестьян". Их лидер Рамунас Карбаускис постоянно жаловался, что система работает против него и поэтому теперь уже бывшим правящим не удалось выиграть выборы в Сейм. Однако, как показал пример давления на Трампа, которое было гораздо сильнее, – надо работать с людьми (что и сделала Партия свободы), а не жаловаться.
Третий вывод: "грязное белье" Байдена (например, "приключения" его самого и его сына на Украине) показало, насколько глубока и плохо пахнет "вашингтонская лужа". И в этом контексте возникает вопрос: неужели демократия больше не живет в Америке (только демократы)?
Точки над i в этом случае расставит дальнейший ход событий, и американским институтам – таким как правительства штатов, национальные парламенты, суды, коллегия выборщиков – будет трудно выбраться из непрозрачного болота досрочного голосования по почте. На этот раз, конечно, все закончится не так спокойно, как в случае с Бушем – Гором, – слишком высок уровень антагонизма и слишком силен агрессивный "уличный" фактор.
Как справедливо заметил Вячеслав Никонов, известный российский эксперт, хорошо знакомый со спецификой США: "Результаты выборов для Америки самые худшие. Оба кандидата объявили о своей победе, а Трамп еще и о многочисленных фальсификациях. Выборы, безусловно, больше не будут иметь законного результата. Кто бы ни выиграл после судебного разбирательства, для половины американцев он не будет законным президентом. Ценностный раскол, то есть бескомпромиссный, и у всех есть куча оружия. Позаботьтесь о попкорне – его понадобится много".
Как все это повлияет на внешнюю политику и политику безопасности США? Плохо повлияет – придется какое-то время плыть по течению без особого контроля сверху. А поскольку в этом сегменте много противников Трампа, они могут организовать какую-то провокацию, чтобы еще больше усложнить для него ситуацию.
В заключение хочется сказать: создается впечатление, что нынешний кризис власти в Америке, усугубленный результатами голосования, не является простым политико-институциональным вызовом. Все похоже на ситуацию краха СССР. Советскому Союзу не удалось выжить. Удастся ли Америке?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.