Предвыборный лозунг должен быть кратким и ясным. Апеллировать к чувствам. Это искусство влиять на избирателя. Однако это также способ для партии и политика прикрыться лозунгом, как фиговым листком. Потому что предложить больше нечего.
Лозунг должен быть хорошо продуман. Очень хорошо продуман, потому что, скажем, лозунг "Мы достойны жить лучше" стал объектом насмешек. Правда, случилось это позже. Когда избранные стали жить еще лучше, а те, кто выбирал, остались как вкопанные на том же месте.
А затем, в 2000 году, "Новый союз" Артураса Паулаускаса одержал сокрушительную победу на выборах в Сейм. Спустя 20 лет Паулаускас стал "мушкетером" и одним из основателей партии "Свобода и справедливость". Создатели партии, называющие себя "три мушкетера", выбрали несколько измененный слоган этих героев – "Один за всех, все за Литву!".
Еще один "мушкетер" из этой партии – Ремигиюс Жемайтайтис. Он председатель этой новой партии. До недавнего времени Жемайтайтис был председателем партии "Порядок и справедливость", партии свергнутого в результате импичмента президента Роландаса Паксаса. Паксас шел в президенты с лозунгом "Порядок будет!". Порядка больше не стало. Наоборот. Расправились с самим президентом Паксасом.
Третий из "мушкетеров" "Свободы и справедливости" – Артурас Зуокас, который до недавнего времени был лидером "Союза свободы Литвы" (либералов). Либеральных партий, движений и союзов в Литве было и есть много.
Сейчас Пятрас Ауштрявичюс является депутатом Европейского парламента. А 13 лет назад господин Ауштрявичюс возглавил "Движение либералов". Тогда, 13 лет назад, лидер либерального движения заявил, что девиз партии — "Слово чести". "Это известное, настоящее слово. Наша избирательная кампания основана не на обещаниях, а на обязательствах. Этот слоган будет не просто словами", – заявил Ауштрявичюс.
Спустя 13 лет представители этой и других партий стали свидетелями, особыми свидетелями, подозреваемыми и обвиняемыми. В настоящее время коллегия судей Вильнюсского окружного суда (VAT) рассматривает самое известное недавнее дело о политической коррупции MG Baltic, в котором обвинения предъявлены "Движению либералов", Партии труда, концерну MG Baltic, бывшим политикам Элигиюсу Масюлису, Витаутасу Гапшису, Гинтарасу Степонавичюсу, Шарунасу Густайнису и бывшему вице-президенту концерна Раймондасу Курлянскису. Поверят ли судьи честному слову этих политиков?
Еще раньше, то есть в 2004 году, лидер либералов Пятрас Ауштрявичюс участвовал в выборах президента Литвы. Предвыборный слоган Ауштрявичюса был коротким и ясным – "За Пятраса!". Пятрас не выиграл выборы. Остался третьим. Но это тоже призовое место. Хорошее место и Европарламент. Хорошо оплачиваемое место. Честное слово! На этом месте Пятрас представляет не только Пятраса, но и всю Литву.
Впервые на выборах в Сейм в этом году участвует еще одна либеральная партия – Партия свободы. Ее список на выборах возглавляет Аушрине Армонайте, которая в июне прошлого года вместе с Ремигиюсом Шимашюсом и сотоварищами учредила эту либеральную партию. Партия свободы использует свой лозунг, чтобы указать, кто должен голосовать за партию – "Те, кто хочет радоваться".
Армонайте заявляет, что вопросы легализации каннабиса и ЛГБТ являются наиболее важными для некоторых групп людей, поэтому эти вопросы чрезвычайно важны. Так что для групп людей, которые хотят получать удовольствие, выбор очевиден – Партия свободы.
Другие избиратели все еще могут колебаться. Колебались они и в 2016 году. Были и такие. Потому что на выборах в Сейм 2016 года тоже было много лозунгов: "Главное – человек", "К более справедливой Литве", "Новый "Союз Отечества" – новые возможности для Литвы", "То, что не могут сделать другие", "За Литву, в которой хочется жить!'' и так далее и тому подобное
Предвыборный слоган, рекламный слоган – пиар-прием. Привлекательные лозунги всегда эмоционально воздействуют на людей. Большинство следует принципам "нравится – не нравится", "люблю – не люблю", поэтому вызывающие волнения лозунги могут повлиять на самоопределение человека.
Люди очаровываются слоганом и, только следуя ему, голосуют. В этот момент они покупают рекламируемый продукт или политический товар. Такое случается часто. Когда люди не интересуются политикой, у них нет твердой позиции. Тогда они поддаются спонтанному решению.
Если лозунг хорошо сочетается с политиком или партией, если политики просто хорошие люди, если реклама красочная, избиратель просто выбирает то, что ему по сердцу, не вникая в политические нюансы.
Партийным программам в Литве уделяется все меньше и меньше внимания и все больше внимания уделяется связям с общественностью. Кампании по связям с общественностью нацелены на менее заинтересованных политикой людей, для которых важна форма. Содержание – это уже слишком сложно. Те, кто интересуется политикой, только высмеивают политические обещания и пиар-уловки. Потому что в политических лозунгах можно обнаружить много неясностей и забавных вещей. Смех обычно заканчивается с объявлением результатов выборов.
"Союз крестьян и зеленых Литвы" (СКЗЛ), ранее объявивший лозунг "Политика без расчета", теперь подчеркивает – "Для тебя. Для семьи. Для Литвы". Но "крестьяне" все же просчитывают.
"Крестьяне" напечатали рекламное издание в Польше. Там дешевле. Рекламная газета СКЗЛ "За землю и человека" тиражом 400 тысяч была напечатана Polska Press Sp. z. о. о. Oddział Poligrafia.
СКЗЛ уже не в первый раз издает публикации за рубежом. Ранее в СМИ говорилось и о другом издании партии – "Неприкасаемые", отпечатанном в Латвии. Во время последних президентских выборов в Литве кандидат от партии Саулюс Сквернялис предвыборную газету тиражом в 200 тысяч экземпляров тоже напечатал в Польше. Тогда советник Сквернялиса сказал, что таким образом удалось сэкономить несколько тысяч евро.
Есть красивый лозунг: выбирайте литовский товар. Политики должны поддерживать местный бизнес не только лозунгами. Тогда они будут искренними, и не только когда говорят, но и когда делают. Производство политического продукта за границей – пустяк. Но он показывает отношение не только к литовскому бизнесу. Он демонстрирует отношение литовских политических предпринимателей к литовскому избирателю – избирателю для "правильного" выбора будет достаточно рекламного слогана. Ведь важно не переплатить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.