23 мая (10 мая по старому стилю) православная церковь совершает память святого апостола Симона Зилота.
Симон Зилот происходил из Каны Галилейской, был сыном святого Иосифа Обручника, по плоти братом Господа и одним из двенадцати апостолов.
Святой апостол Симон был лично известен Господу и Его Пречистой Матери, так как город Кана находился на небольшом расстоянии от Назарета. Когда Симон справлял торжество по случаю своего вступления в брак, то на брачный пир пригласил и Господа с Его учениками, и Пречистую Матерь Его. Но так как для гостей недостало вина, то Господь претворил воду в вино.
Будучи поражен таким чудом, жених уверовал в Христа как Бога истинного и, оставив брачное торжество и тот самый дом, последовал за Иисусом. Поэтому он и был прозван Зилотом, или Ревнителем – он так ревностно уверовал, что оставил ради любви к Христу невесту и все свои привязанности. За это Симон был причислен к сонму учеников Христовых и к лику святых двенадцати апостолов.
Симон отправился с проповедью по разным странам, прошел Египет, Мавританию, Ливию, Нумидию, Киринию и Абхазию. Был он также и в Британии. Он просветил многих язычников, за что и был распят неверными и окончил жизнь свою мучением, подобным мучению крестному, которому был предан Иисус Христос.
По преданию, после того, как апостолы отправились на проповедь, апостол Симон проповедовал Христа в Иудее, а также в Эдессе и Сванетии, в пределах осетин, и в Абхазии – в городе Севасте, нынешнем Сухуми. Какие-то путешествия Симон совершил вместе с апостолом Андреем Первозванным. В Грузии и Абхазии этих двух апостолов – Андрея и Симона – считают своими просветителями и небесными покровителями.
В Абхазии апостол принял мученическую кончину, был распят на кресте. Его похоронили в городе Никопсии. В XIX веке на месте подвигов апостола, близ Иверской горы, создали Новоафонский монастырь Симона Кананита. Доныне сохранилась пещера, в которой подвизался святой.
На Руси этот день называли "апостол Симон Зилот", "Зилот", "Симон-гулимон", "посев".
Святой покровитель этого дня считался распорядителем над всеми травами, именно по его воле, как считалось, на земле растут всякие растения – целебные и дурные, красивые и невзрачные, медоносные и бесплодные.
Симон также считался помощником в поиске кладов, которые, как правило, закапывали в землю и хоронили их как можно лучше и как можно более скрытно. Заклинали клад, чтобы он не дался в руки чужому человеку, а иногда при помощи заговора завещали клад на определенного человека и оставляли ему указания, как найти спрятанное. Частенько зарывали клад на "столько-то голов". Это означало, что клад достанется тому, кто придет к кладу под определенным "номером". Например, если клад заговорен на тридцать голов, то его сможет найти только тридцать первый искатель.
В день памяти Симона землю считали именинницей, а пахота считалась грехом. Верили, что в этот день земле надо дать отдых и не тревожить ее. Даже кольев не вбивали, чтобы не нарушить ее покой.
Также, по народному поверью, в Симонов день на лугах "выходят" самые полезные и целебные травы, а святой покровитель этого дня дает им чудодейственную силу. В первый раз в наступившем теплом сезоне травы выходили собирать именно на Симона. Однако заниматься этим мог не каждый – собирающий полезные травы должен быть чист как телом, так и помыслами. Также траву старались не трогать руками, а захватывать через чистые платки и полотенца. Во время сбора трав полагалось читать "Отче наш" или "Богородицу". Сборы связывали в пучки и сушили на подволоке, чердаке, "на вольном воздухе".
Были и некоторые погодные приметы. Если во время дождя в этот день начинается сильный ветер, то он принесет хорошую погоду. Также солнечного дня можно ждать, если пчел с утра много и они быстро летают.