Когда живешь "внутри" проблемы, сначала трудно увидеть общую картину и понять основные тенденции ее развития. Но понемногу отдельные частицы соединяются, и становится понятно, что происходит. А проходит, по сути, глобальный экзамен на выживание, который показывает, чего стоит современный мир, включая Литву.
Быть или не быть?
Прежде всего, вирусный кризис показал, что современная медицина со всеми ее знаниями (и, в более широком смысле, человечество со всей его наукой) не очень подготовлена к масштабной проблеме, не говоря уже о нехватке элементарных врачей и материальной базы.
Дальше экономика: отчаянные попытки стабилизировать ситуацию на рынке нефти, международная и национальная торговля замедлилась, люди теряют работу (например, в США поговаривают о миллионах безработных). Будут ли эффективными механизмы помощи? И если нет, начнутся ли социальные волнения, которые придется подавлять армии? Дополнительным катализатором может стать ограничение прав человека.
Пока что все это не приняло острой формы – люди разумно придерживаются и ценят карантин. Но только потому, что запас финансовой и психологической стабильности еще не исчерпан и вирус относительно "мягок" с точки зрения смертности. Если "болезнь" перейдет в хроническую форму, ситуация может стать более угрожающей.
На международной арене снова доминируют национальные государства. Никого не интересует ООН. Свободная торговля по стандартам ВТО – шутите? Европейский союз пытается договориться о мерах помощи пострадавшим, но делает это очень медленно, и результат неясен. Сейчас не время для военных игр против России, и все забыли о НАТО.
Таким образом, международное сообщество отсутствует, Запад как "цивилизованный мир" превратился в "Дикий Запад", каждое национальное государство само по себе, и везде системы управления кризисами находятся в красной зоне.
И здесь нужно зафиксировать важный момент: даже если никто не придумал всю эту историю с коронавирусом, она хорошо показывает сильные и слабые места современного мира. А если кто-то все-таки придумал ее как краш-тест с умеренным уровнем сложности, тогда этот кто-то теперь будет знать, как усовершенствовать или разрушить систему старого мира.
Соответственно, существенный вопрос: что в планах – быть или не быть "бизнесу как привычно" (business as usual) и что делать Литве?
Литва держится
Сначала можно вспомнить авиакатастрофу над Балтийским морем в 2015 году, а также пожар на Алитусском заводе по переработке покрышек и, наконец, историю, когда полиция в течение пяти часов разыскивала одного преступника, который украл автомат у патрульных в Вильнюсе и скрылся.
Если основываться на этом коротком историческом экскурсе, то можно предположить, что система управления кризисами в Литве, мягко говоря, неэффективна. После пожара в Алитусе можно было спросить: а что было бы, если бы произошел кризис национального масштаба? И тогда он случился…
Сегодня нельзя утверждать, что Литва прекрасно справляется с проблемой коронавируса, но она справляется и не превращается в Италию или Испанию. Ограниченные финансовые и человеческие ресурсы используются относительно эффективно, в обществе нет паники. Конечно, еще придется посмотреть, насколько эффективным будет план спасения экономики (бизнеса), но самое главное, что он есть, и пока уровень безработицы в стране не катастрофический (10,3 процента на 6 апреля 2020 года).
Власти Литвы можно много и обоснованно критиковать за нескончаемую политическую грызню и противоречивые реформы, но в критической ситуации они – прежде всего правительство – показали, что могут управлять, и рейтинги поднялись даже у противоречиво оцениваемого министра здравоохранения Аурелиюса Вериги. Литва, по крайней мере пока, сдает краш-тест на положительную отметку.
Обобщая, можно сказать, что современный мир похож на машину, которая внезапно была вынуждена ехать с максимальной скоростью. Пока она с трудом, но выдерживает давление, однако не ясно, чем закончится эта гонка со смертью. Вполне возможно, что нас ждут довольно радикальные (не)запланированные системные изменения.
В этой ситуации Литве сначала нужно как-то навести порядок в своем дворе, и вроде бы это получается. А дальше необходимо внимательно следить за мировыми тенденциями, чтобы литовский вагон оказался в правильном составе с правильным локомотивом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.