Ситуация в Литве
По данным Минобороны Литвы на утро 24 марта, эпидемиологическая обстановка в Вооруженных силах выглядела следующим образом: заболевших литовских военнослужащих – ноль, гражданских служащих – один. Зато в союзных (иностранных) подразделениях – 18 инфицированных коронавирусом. Учитывая, что в Литве к этому времени было выявлено 200 случаев заражения COVID-19, союзники дали ощутимую прибавку и объективно создали предпосылки для расширения эпидемии в республике. Через два дня, 26 марта, зафиксированы уже более 290 случаев заражения коронавирусом. В республике до 13 апреля действует режим карантина, он распространяется и на Вооруженные силы.
По информации Минобороны Литвы, солдаты могут тренироваться группами до 30 человек на рекомендуемом расстоянии друг от друга, все запланированные международные учения отменены, иностранные войска отделены от литовских. В выходные дни солдаты не покидают территорию подразделений и частей – для снижения риска заражения самих солдат и их семей.
На пограничных контрольно-пропускных пунктах, в Клайпедском морском порту и в аэропортах Вильнюса, Каунаса и Паланги литовские военнослужащие помогают сотрудникам Службы охраны государственной границы регистрировать и контролировать поток людей, въезжающих на территорию республики. В аэропортах Вильнюса и Каунаса установлены четыре военных палатки. А чем в этой ситуации могут быть полезны иностранные войска? Вопрос риторический.
Напомню, первые случаи COVID-19 выявлены в Вооруженных силах Литвы 21 марта – у гражданского служащего и военнослужащего из Нидерландов. Ряд новых диагнозов установлен 24 марта в многонациональном батальоне НАТО, дислоцированном в Рукле. Очаг и вектор распространения COVID-19 вполне очевидны.
Латвийская специфика
Министр обороны Латвии Артис Пабрикс утверждает, что Национальные вооруженные силы готовы поддержать здравоохранение и Министерство внутренних дел в борьбе с коронавирусом. Латвийская армия помогает Госпогранохране. Между тем 25 марта стало известно, что в республике заболел военнослужащий из международного батальона НАТО, а на следующий день выяснилось, что COVID-19 "зацепил" и других иностранных солдат. Несколько человек оказались изолированы.
Заметим, иностранные военнослужащие в Латвии расквартированы не в казармах, а в так называемых арендованных местах. Тайну дислокации Минобороны не раскрывает, и это настораживает тем более, что в республике на 26 марта зафиксировано уже 244 диагноза COVID-19. Военнослужащие натовского многонационального батальона могут иметь к этому непосредственное отношение. Воинские коллективы предрасположены к быстрому распространению вируса (значительное количество людей, контактов). С 14 марта до уведомления максимально ограничена подготовка латвийских войск, а военнослужащие-союзники не могут покинуть республику, ротация остановлена. Многонациональный батальон НАТО в Латвии – это около 1400 солдат из Албании, Чехии, Италии, Канады, Черногории, Польши, Словакии, Словении, Испании и Канады. Подразделение может еще преподнести сюрпризы.
Коронавирус в Латвии пошел по беспорядочному пути распространения – уже нельзя установить, где произошел тот или иной случай инфицирования, кто от кого заразился. В случае негативного развития ситуации дело может дойти до массовой эвакуации иностранных войск из Латвии и других стран Балтии.
Эстонский выбор
В Эстонии на сегодня – 640 инфицированных. Правительство объявило чрезвычайное положение до 1 мая, чтобы предотвратить распространение COVID-19. После заражения коронавирусом трех сотрудников Силы обороны ограничили поездки за рубеж и в целом "очень критически оценили потребности и цели иностранных миссий". Однако министр обороны Эстонии Юри Луйк на этом тревожном фоне встречается с эстонским контингентом в Мали и участвует в мемориальной церемонии, посвященной советским депортациям.
Многие военачальники США и НАТО тоже думали, что коронавирус COVID-19 – не для них. Заразились командующий силами армии США в Европе Кристофер Каволи, командующий Вооруженными силами Польши Ярослав Мика, начальник генштаба Вооруженных сил Италии Сальваторе Фарина.
Россия уже отправила военно-медицинскую помощь в Италию и способна поддержать и другие страны. Но позволит ли антироссийская позиция политиков ряда стран официально обратиться к Москве?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.