ВИЛЬНЮС, 20 фев – Sputnik. Посол России в Литве Александр Удальцов заявил, что в России нет установки "лишить Балтию транзита". Об этом он рассказал в интервью "Экспресс-неделе".
"У нас есть установка всемерно способствовать переориентации грузопотоков в порты северо-западной части Российской Федерации, то есть сделать их более конкурентоспособными и привлекательными", – заявил дипломат.
По словам Удальцова, Москва намерена последовательно укреплять свои позиции в обслуживании грузопотоков на Балтике. По оценкам посла, сокращение перевалки российских грузов заставляет Клайпедский порт и работающие в нем компании, "Литовские железные дороги" (Lietuvos geležinkeliai, ЛЖД) искать новых партнеров.
"На данный момент главную роль в этом плане играет Беларусь и поставки предназначенных для нее товаров. Очевидно, такое взаимодействие двух стран в транзитной сфере выгодно для них, но в целом белорусский сегмент не является определяющим в Балтийском транзитном регионе", – сказал он.
Также посол оценил поиски Минском новых маршрутов импорта энергоносителей. Удальцов заметил, что это естественный процесс, и Белоруссия, как любое другое государство, имеет право задействовать различных поставщиков и маршруты доставки нефти в рамках линии на диверсификацию поставок.
"Замечу, что таким же правом обладает и Россия. Если Минск найдет приемлемые для себя варианты получения нефти не из нашей страны или, точнее, не из нашей страны напрямую, то высвободившиеся ее объемы мы сможем продать другим потребителям, а их предостаточно, уже по мировым ценам", – заявил он.
Балтийские страны в последнее время стали проявлять повышенный интерес к транзиту нефти для Белоруссии на фоне ситуации, в которой Минску и Москве до сих пор не удалось достичь договоренностей по поставкам нефти в республику. Белоруссию не устраивает предлагаемая цена.
В отсутствие контрактов на поставки РФ с 1 января прекратила подачу нефти для обоих белорусских НПЗ. Спустя несколько дней прокачка российской нефти на заводы частично возобновилась за счет поставок компаниями группы "Сафмар" Михаила Гуцериева.
После этого белорусские власти не раз озвучивали готовность обдумать и обсудить альтернативные варианты поставок углеводородов.
Ситуация с портами Балтии
В последнее время Россия наращивает активность портов на Балтии. Как отмечал экс-министр экономики Латвии Вячеслав Домбровский, российская сторона, которая раньше пользовалась транзитом через балтийские порты, вот уже десять лет строит свои порты и развивает их.
В балтийских республиках считают, что в РФ существует установка "лишить Прибалтику транзита", однако Москва просто не очень хочет зависеть от стран, которые демонстрируют недружественное и нестабильное к ней отношение.
Политики и эксперты в странах Балтии уже неоднократно выражали обеспокоенность уменьшением объемов российских грузов в портах Литвы, Латвии и Эстонии. В частности, как ранее сообщал Sputnik Литва, потери балтийских морских гаваней связаны с сокращением перевалки угля, которую российские компании стали осуществлять через собственные порты. По оценке аналитиков, странам Балтии будет крайне сложно восполнить уходящие российские грузы.